Г.И. Челпанов и основание Психологического института
Г. И. Челпанов (1862–1936) — русский психолог и философ. В 1890 начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. поступил на должность профессора философии в университет св. Владимира, где с 1897 года руководил психологической семинарией.
В 1897 году защитил первую часть диссертации «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии. В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. Челпанов пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» и полагал, что психология должна быть свободна от всякой философии.
В 1907 г. Г. И. Челпанов перешёл обратно в МГУ на кафедру философии. Тогда же там был учреждён «Психологический семинарий», на который единовременно было отпущено 3000 руб., и в дальнейшем каждый год выделялось 600 руб. На эти деньги были приобретены книги и журналы, а также приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии. В дальнейшем семинарий помимо Г.И. Челпанова, получил ещё одного сотрудника - специалиста-электротехника. В 1909 году на базе семинария начались занятия по экспериментальной психологии.
Первоначально семинарий располагался в трёх комнатах. Когда число участников достигло 40, остро встал вопрос о новом помещении. На помощь пришёл известный меценат Сергей Иванович Щукин. Среди студентов Челпанова оказался сын С. И. Щукина, он и заинтересовал своего отца психологией. На создание на базе семинария Психологического института меценат С.И. Щукин пожертвовал 100 тыс. руб.
С.И. Щукин
Вот текст его письма:
Сочувствуя развитию и распространению философских и психологических знаний и желая оказать содействие Московскому Университету в достижении этой цели устройством соответствующего учебно-вспомогательного учреждения, сим честь имею заявить Вашему Превосходительству, что я, прилагая при сем сохранную расписку Государственного Банка на внесенные 100000 р. (сто тысяч рублей), жертвую их на устройство Психологического Института при кафедре философии историко-филологического факультета Московского Университета. Указанная сумма предоставляется в полное распоряжение Профессора Георгия Ивановича Челпанова с условием, что она должна быть израсходована на постройку здания и его оборудование. Институту должно быть присвоено название «Психологический Институт имени Лидии Григорьевны Щукиной». Институт должен быть построен на территории Московского Университета.
Сергей Иванович Щукин
Москва.
Мая 5-го дня.
1910 г.
Средства на создание института были пожертвованы известным российским меценатом Сергеем Ивановичем Щукиным. Согласно пожеланию благотворителя Психологическому институту было присвоено имя его покойной супруги — Лидии Григорьевны Щукиной (она серьёзно увлекалась новой тогда наукой психологией).
Лидия Григорьевна Щукина
Затем 10-го сентября 1911 г. С. И. Щукиным внесено еще 20000 руб. на оборудование Института.
Г.И. Челпанов серьёзно подошёл к созданию института. В 1910-1911 году он совершил поездки по Европе и США с целью узнать, как устроены психологические лаборатории в ведущих университетах того мира.
Для любителей экономической истории приведём смету расходов на строительство Психологического института:
1. Земляные, каменные и железобетонные работы - 53983 р. 14 к.
2. Плотничные и столярные работы - 12 159 р. 70 к.
3. Кровельные и печные работы - 2017 р. 63.к.
4. Штукатурные, малярные и стекольные работы - 12285 р. 00 к.
5. Отопление, электрическое освещение, водопровод, канализация и др. - 19096 р. 91 к.
Итого - 99542 р. 37 к.
В институте была оборудована собственная механическая мастерская. Вот что писал по её поводу сам Г.И. Челпанов:
«Устройство такой мастерской оправдывается тем, что при наличности мастерской эксплуатация института обходится значительно дешевле, чем в том случае, когда починка и приготовление новых приборов происходит через посредство чужих мастерских. Кроме того, всякая новая идея в своей мастерской находит быстрое осуществление. В механической мастерской имеется универсальный токарный станок Lorch и Schmidt'а, строгальный станок, сверлильный станок, горн, наковальня и вообще все главнейшие приспособления для приготовления приборов.»
10-го апреля 1912 г. «правила о психологическом институте», выработанные историко-филологическим факультетом, были утверждены Министерством Народного Просвещения.
Временные правила в Психологическом Институте при Императорском Московском университете
1. Психологический Институт есть учено-учебное учреждение университета, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области.
2. В Психологическом Институте читаются лекции и ведутся практические занятия, семинарии и т. п. со студентами, лицами, оставленными при университете, и другими учащимися Московского университета по предметам, касающихся ведения института.
3. Принадлежащее Институту движимое и недвижимое имущество не может быть обращено ни на какие цели, кроме указанных в §§ 1—2.
4. Психологический Институт находится в заведовании историко-филологического факультета. В случае изменения современного распределения кафедр по факультетам институт переходит в заведование того факультета, при котором находится кафедра философии.
5. Директором Психологического Института состоит профессор философии, преподающий психологию. При наличности нескольких профессоров по этой кафедре в момент замещения должности директора таковой избирается факультетом из их числа.
6. На директора возлагается ближайшее заведование Институтом и руководство научной деятельностью его.
7. В здании Института отводится место для редакции Психологического журнала, в случае таковой будет издаваться преподавателями Института, и для склада изданий Института. Кроме того, Институт имеет право отвести место для библиотеки Московского Психологического Общества и предоставлять помещение для его заседаний.
8. Для занятий в институте требуется разрешение директора.
9. Институт имеет право печатать свои «Труды».
10. Институт имеет печать с надписью «Психологический Институт имени Л. Г. Щукиной при Московском Университете».
11. Психологический Институт может устраивать отдельные лекции и систематические чтения по предметам, относящимся к его ведению, испрашивая на то разрешение в установленном порядке.
С 1 сентября 1912 г. все занятия Психологического Семинария (лабораторные занятия, семинарии по теоретической и экспериментальной психологии) перенесены в Институт.
Торжественное открытие и освящение института состоялось двумя годами позже - 5 апреля 1914 г. Сразу же развернулись исследования в различных областях психологической науки. Большое внимание уделялось разработке теоретических проблем. Результаты нашли отражение в издания Института: “ Психологические исследования. Труды Психологического института при Московском университете", Т.1, вып. 1-2. 1914; журнале “Психологическое обозрение", выходившем под редакцией Г.И. Челпанова в 1917-1918 гг.
Советский психолог и историк отечественной науки М.Г. Ярошевский в своей книге «История психологии» ( М., 1976. С. 413) отмечал:
Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана кн. "Введение в экспериментальную психологию" (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения"
С 1914 и до 1923 г. Г. И. Челпанов был директором этого института. С начала 1920-х годов в науке развернулась кампания по внедрению марксизма. Психология Челпанова была оценена как идеалистическая и признана несоответствующей марксизму. В связи с этим в 1923 г. Челпанов был смещен с поста директора Психологического института и уволен из университета. Руководителем института в конце 1923 года стал ученик Челпанова, в прошлом учитель в Омске, Константин Николаевич Корнилов.
Вот что писали про Челпанова и его работу в справочнике «Университеты и научные учреждения», изданным в СССР в 1935 г., ещё при жизни Челпанова.
Основатель института Г. И. Челпанов с момента организации института проводил последовательную разработку экспериментальной психологии в идеалистическом духе. Работа института характеризовалась полным отрывом от практики. События мировой войны, а затем Февральской и Октябрьской революций, годы гражданской войны мало повлияли на замкнутый, почти сектантский характер работы института. Не нужно однако представлять себе, что уход от жизни, пребывание в стороне от политических событий носили чисто академический характер. Нет, это была совершенно четкая классовая политика, проводимая учеными, приверженцами старого строя, теоретическим знаменем которых была борьба с материализмом.
До 1923 г. институт экспериментальной психологии оставался цитаделью воинствующего идеализма. В 1923 г. новый руководитель института проф. К. Н. Корнилов с группой примкнувших к нему молодых сил и частью отколовшихся от Челпанова учеников в течение ряда лет до 1930 г. проводил энергичную работу по перестройке психологии на основе диалектического материализма. В состав работников института включилась небольшая группа коммунистов, занимавшихся разработкой теоретических проблем психологии и вопросами включения ее в практику.
В 1926 г. Челпанов подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было отклонено. Тогда Челпанов стал исследовать проблемы восприятия пространства и художественного творчества в Государственной академии художественных наук (ГАХН).
В 1920-е годы ему в своих работах пришлось опровергать обвинения в антимарксизме.
Он защищал тезис о независимости психологии от любой философии. Он также настаивал на том, что принцип психофизического параллелизма, а также содержание традиционной психологии отвечает принципам марксизма.
Г.И. Челпанов выпустил множество работ, посвященных этой проблеме: «Психология и марксизм», «Социальная психология и условные рефлексы», «Объективная психология в России и Америке».
В 1930 г. ГАХН закрыли, и Г.И. Челпанов, так же как и другие ведущие сотрудники академии, остался без работы. Не было разрешено ему также читать публичные лекции и издавать свои работы.
Отсутствие работы и возможности реализовать свое изобретение стали причиной тяжелого финансового положения Г.И. Челпанова, который остался почти без средств к существованию. Из его московских учеников только Г.Г. Шпет изредка заходил к нему и хоть немного старался помочь, однако материальное и политическое положение самого Г.Г. Шпета в это время было очень сложным.
Последние годы были поистине трагическими для Г.И. Челпанова. В 30е гг. одна из его дочерей умерла, а другая навсегда уехала из страны. В 1935 г. был арестован сын Александр по «Делу по обвинению немецко-фашистской контрреволюционной организации на территории СССР (дело № Н9276)». Это дело было сфабриковано в связи с политическими событиями в Германии. Всего по нему проходило 140 человек, среди них Г.Г. Шпет, А.Г. Габричевский, Е.А. Сейер, Б.И. Ярхо и другие сотрудники ГАХН. Необходимо отметить, что в эти годы было репрессировано почти 80% сотрудников этой академии. После следствия Е. Мейер, главный редактор "Большого немецко-русского словаря", который был признан «контрреволюционным и фашистским», а также филолог-германист А.Г. Челпанов и школьный учитель А. Дик, принимавшие участие в его составлении, были приговорены к расстрелу. Остальные жертвы этого дела получили разные сроки заключения и ссылки, многие из них (М.А. Петровский, Г.Г. Шпет) впоследствии были также расстреляны. В это время Г.И. Челпанов был уже тяжело болен, и скончался 13 февраля 1936 г.
Хотя Г.И. Челпанов и не создал собственного психологического учения, он сыграл главную роль в становлении российской психологии. Через Психологический институт, организованный им, в свое время прошли почти все значительные психологи нашей страны.
За свою историю Психологический институт сменил несколько названий.
- Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (1912 - 1924)
- Московский Государственный институт экспериментальной психологии Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (1924—1930)
- Государственный институт психологии, педологии и психотехники Российской Ассоциации научных институтов марксистской педагогики (1930—1934)
- Научно-исследовательский институт психологии АПН РСФСР (1945—1970)
- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР (1970—1992)
- Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (с 1992 по настоящее время)
Источники
1. Психологическому институту 85 лет
2. Первый в России
3. Памятные даты. Из истории русской психологии
4. История факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
5. А.А. Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева
6. Челпанов Георгий Иванович
7. Университеты и научные учреждения. Государственный научно-исследовательский институт психологии
8. Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки
9. Челпанов Георгий Иванович
Просмотров: 28631
statehistory.ru в ЖЖ: