Час истины. Александр Первый. Церковь и император

Участники передачи:

Вишленкова Елена Анатольевна, доктор исторических наук, профессор факультета истории Государственного университета – Высшая школа экономики;
Андреев Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова





Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Историческая справка



Примеры церковной законотворческой деятельности Императора Александра I:

1801 - по представлению обер-прокурора Яковлева в епархиях введены прокуроры, подчиненные обер-прокурору. По представлению Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова) Император отменил уже подписанный указ, ограничивающий власть архиерея. 1801, 3 апр. - удвоена такса за требы (до того действовала такса еще 1765 г.); необходимейшая мера против обнищания духовенства. 1801, 22 мая - окончательная отмена телесных наказаний духовных лиц; с 1808 указ распространен и на членов их семейств; указ означал фактическое включение духовенства в "благородное сословие".

1802 - имущества монастырей освобождены от поземельного и иных налогов. 1804 - духовенству разрешено приобретение земли без крестьян; дома белого духовенства освобождены от поземельного налога. 1806 - церковные суммы изъяты от прихожан (ими распоряжались "сильные" прихожане, некоторые помещики смотрели на церковные деньги, как на свои) и переданы в ведение старост и притча, т.е. стали церковным достоянием. По решению учебного комитета (1808 г.) проценты с этих сумм должны идти в бюджет церковных учебных заведений.

1820 - освобождение всех "впавших в зависимость" лиц, принадлежавших к духовному сословию. 1818 - духовенство подлежит только церковному суду, исключая происшествия в храмах и государственные преступления.1820 и 1823 - указы о кандидатах в духовный сан; единственный путь к сану - через духовные школы. 1823 - введены постоянные оклады, создан пенсионный фонд и епархиальные попечительства (устав написан Свят. Филаретом).

В области миссионерской деятельности следует отметить, вышедший в 1802 г. именной указ Синоду, согласно которому требовалось обеспечить: перевод на татарский язык символа веры, молитв, краткого катехизиса; обучение татарскому языку в семинариях для кандидатов на места в татарских приходах; духовенству вменялось в обязанность влиять на коренных русских, чтобы не было к новокрещенным презрения. В 1802 - параллельно распоряжение по Министерству внутренних дел - запрет на пропаганду ислама среди христиан. В силу этого указа, распространенного на миссионерство среди всех "инородцев", последовало появление: в 1803 - 1809 гг. - переводов и изданий краткого катехизиса и молитвословов на татарском, чувашском, черемисском, мордовском, калмыцком, на корельском, олонецком языках; в 1814 г. - Нового Завета на татарском языке; в 1818 г. - Нового Завета на ногайском языке.

Смотрите все серии Цикл передач "Час истины" про историю религии на Руси


Просмотров: 10436



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: