Временное правительство и земства
Временное правительство не прекращало своих усилий по изысканию для себя опоры на местах. Такую опору оно видело в земствах. Со своей стороны земства, немало натерпевшиеся от притеснений со стороны чиновничества, особенно в последние годы царского режима, и приветствовавшие его падение, были крайне заинтересованы в укреплении своих позиций при новой власти. Это было тем проще, т.к. многие члены Временного правительства начинали свою политическую карьеру в земствах. Временное правительство распоряжением от 5 марта 1917 г. направило в губернии и уезды своими полномочными представителями комиссаров, штат которых прежде всего комплектовался из председателей земских управ. При этом комиссары продолжали оставаться и председателями земских управ, сохраняя в своих руках полный контроль над всем их техническим аппаратом. Временное правительство получило в свои руки штат сотрудников на местах, готовых отстаивать прежде всего интересы помещиков и крупной буржуазии. Но эта опора оказалась непрочной. Земства все больше и больше раскрывали свою подлинную классовую сущность.
Однако, комиссары Временного правительства из земцев очень быстро стали терять свой авторитет в глазах революционных масс. Многие из них вскоре были изгнаны со своих постов. Уже ко второй половине апреля 1917 г. из 439 председателей уездных управ, назначенных комиссарами Временного правительства, в этом качестве сумели удержаться всего лишь 177.
21 мая 1917 г. Временное правительство приняло закон о земской реформе. Если до революции функционировали губернские и уездные земства, то после нее было решено создать еще и волостные земства. Временное правительство предполагало избрать земства в 43 губерниях Европейской России, в 456 уездах и 9305 волостях. Были приняты меры по завершению строительства системы земских учреждений. До средины 1917 г. все сельские организации избирались на сельских сходах и были сословно-крестьянскими. Временное правительство решило доделать то, что не удалось царскому правительству, — нанести решительный удар по сельской обшине. В результате изгнания выделенцев со сходов все избиравшиеся на них организации и должностные лица сильно «полевели». Для того чтобы радикально изменить ситуацию, Временное правительство приняло решение упразднить волостные сходы и волостные правления, должности волостных старшин, заседателей и писарей. Вместо них создавались волостные земские собрания. Гласных на эти собрания избирали граждане, проживавшие в волости и достигшие 20 лет. Наряду с общинниками право участвовать в выборах получили отрубщики, хуторяне, помещики, фабриканты, торговцы, врачи, учителя, священнослужители и другие лица, которые до этого таким правом не обладали. Эта категория граждан была наиболее близкой к зажиточной части сельского населения. Таким образом, волостные земства становились всесословными организациями.
Данное нововведение вызвало отрицательную реакцию подавляющего большинства крестьян, так как они боролись за сословный принцип формирования местных органов власти, за то, чтобы важнейшие вопросы, и прежде всего земельный, решали члены общин. Антиземские настроения бедняцко-середняцкого большинства крестьянства в ходе выборов проявились в самой резкой форме. Так, комиссар Ядринского уезда телеграфировал в Казань: «Просим выслать 50 конных милиционеров... В уезде начинаются беспорядки на почве волостного земства». Выборы в волостные земства растянулись с июня 1917 г. по февраль 1918 г. В результате их проведения бедняцко-середняцкая часть общины одержала решительную победу. Крестьян среди избранных 37 583 гласных волостных земских собраний было 78,8%, рабочих — 6,8%, ремесленников — 2,7%. Правда, имущие социальные группы сумели все же провести в состав гласных волостных земских собраний отрубщиков и хуторян, помещиков и фабрикантов, торговцев и священнослужителей. Так, помещики, капиталисты и торговцы составили 2% гласных. Но они возглавляли основную массу учителей, служащих, духовенства и представителей некоторых других социальных групп. Все это привело к тому, что волостные земства по сравнению с общественными исполнительными и земельными комитетами значительно «поправели».
Из политических партий, участвовавших в выборах волостных земств, наибольших успехов добились эсеры. На втором месте оказались большевики. Кадеты сумели получить крайне незначительное количество мест. Все это было вполне естественно, поскольку волостные земства являлись преимущественно мелкобуржуазными учреждениями. Этим определялся и весь характер их деятельности. Подавляющее большинство волостных земств активно выступило в поддержку Временного правительства.
Опыт, накопленный Временным правительством в ходе этой избирательной кампании, был широко использован при проведении выборов в уездные и губернские земские собрания. Избирательная система для выборов гласных земств этого уровня специально была составлена таким образом, чтобы обеспечить победу состоятельных социальных групп. На земских собраниях гласные избирали председателя волостного земского собрания и его товарища, волостную земскую управу, отделения и комиссии. Подавляющее большинство гласных составляли буржуазные, проправительственные элементы. Временное правительство не жалело средств для проведения земской реформы, что не прошло бесследно.
Проанализировав эту ситуацию, Г.А. Герасименко сделал вполне обоснованный вывод: «Из всей цепи низовых крестьянских организаций волостное земство оказалось на самом правом ее фланге».
Просмотров: 18234
Источник: Источник: Ю.С. Кукушкин, Н.С. Тимофеев. Самоуправление крестьян России. М.: Изд-во МГУ, 2004
statehistory.ru в ЖЖ: