Инок Вассиан (Косой), князь Патрикеев
Перелом в судьбе этого человека (в миру — Василия Ивановича Патрикеева) был не менее, а может быть, и более драматичным, чем у Максима Грека. Он из рода князей Патрикеевых, что с конца XVI века верой и правдой служили московским великим князьям — и на ратном поле, и в дипломатических делах, и в разных делах политических, требовавших особого искусства. Доверие к ним было полное, в какие-то моменты они предоставляли свои княжеские хоромы государям и сами пользовались великокняжеским гостеприимством.
Вассиан родился около 1470 года — значит, был ровесник Максиму Греку. Он не изменил родовым традициям: был близок к Ивану III, вместе с отцом, Иваном Юрьевичем, выполнял важные поручения, занимал, можно сказать, одно из первых мест среди московских бояр. И вдруг все это рухнуло: однажды (случилось это в 1499 году) был он насильно пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре и стал Вассианом.
Почему грянула опала на княжеское семейство — объяснить не так просто. Причин было несколько. Но прямая, скорее всего, состояла в том, что во время разгоревшейся борьбы за наследование престола Патрикеевы взяли сторону малолетнего внука Ивана III, Дмитрия. В этом они, кстати сказать, поначалу были заодно с самим великим князем Иваном III, но тот позднее изменил решение в пользу сына, Василия, а упрямые бояре менять свой выбор не стали и, оставшись с Дмитрием, отправились в ссылку.
Десять лет спустя Василий III вернул опального Вассиана из ссылки и сделал его своим доверенным лицом. Но это был уже другой Патрикеев, «князь-инок», как его звали в Москве. Из воеводы и дипломата он превратился в религиозного деятеля, за монастырские годы освоил премудрости церковных знаний, перечитал множество книг и передумал о многом. Главное, он стал последователем и продолжателем Нила Сорского и пошел много дальше своего учителя в проповеди нестяжательства и в борьбе с иосифлянами.
Василий III в эти годы вел политику ограничения собственности монастырей на землю, и взгляды Вассиана оказались ему близки. Еще находясь в ссылке, князь-инок выступил с несколькими публицистическими сочинениями, в которых резко и страстно высказывался на тему нестяжательства. Он призывал русских монахов «сел не держать, не владеть ими, но жить в тишине и безмолвии, питаясь своими руками». Он доказывал справедливость этих требований, вспоминая святых, которые вели скудную жизнь в основанных ими монастырях.
Другой темой его полемических посланий была судьба еретиков. Вассиан их не оправдывал и ересь признавал недопустимой, но возражал Иосифу Волоцкому, который настаивал на беспощадной расправе с ними. Вассиан и его сторонники были за милосердное отношение к тем еретикам, которые раскаялись, а крайней мерой наказания считали заточение, изоляцию. В спорах с Иосифом Волоцким Вассиан умел быть ядовитым и насмешливым. Так, в ответ на неосторожные слова Иосифа: "Грешника убить молитвой или руками — все равно», он вопрошал иронически, почему бы в таком случае Иосифу не поступить по-апостольски: "Сотвори молитву, и этих недостойных еретиков и грешников земля пожрёт". Или: отвечая иосифлянам, уверявшим, что монастыри накапливают богатства ради нищих и убогих, Вассиан советовал: зачем же накапливать, все и надо раздать нищим.
«Заволжские старцы», «кирилловские старцы» — так назывались «нестяжатели», ученики Нила Сорского, во главе которых стоял теперь Вассиан. В отличие от тихого, незлобивого своего учителя Нила, Вассиан был преисполнен энергии борьбы, непримиримости к иосифлянам; неукротимый дух не был убит в нём за годы ссылки. Он высказывался открыто по самым острым вопросам, не боясь задевать людей, обладавших властью, оспаривал случаи насильственного пострижения и арестов. До поры до времени все это сходило ему с рук, так как он пользовался особенным расположением Василия III: Вассиан был «великий временный человек» (то есть влиятельный временщик) князя.
В начале 20-х годов иосифлянам удалось взять верх в борьбе за влияние на великокняжескую власть. Именно они создали теорию абсолютной монархии на Руси, опирающейся на союз с Церковью. И прельщенный Василий III приблизил их к себе. Судьба Вассиана был решена: хоть и не сразу, иосифлянам удалое свалить его.
В 1531 году вместе с Максимом Греком был он привлечен к церковному суду — Василий I выдал иосифлянам прежнего своего любимца. Он не мог простить Вассиану, что тот не одобрил его решения развестись с царицей Соломонией и вступить в новый брак. Однако об этом на Соборе речь не шла. Судьи придрались к его Кормчей книге. «Кормчими» назывались на Руси своды церковных и светских законов. Вассиан предложил свою редакцию такой Кормчей. Собор ставил ему в вину, что он будто бы своими сокращениями и новшествами извратил книгу и впал в ересь: якобы отрицал он, что Христос одновременно — Бог и человек, что не верил в святость чудотворцев и покрывал еретиков.
Обвинения эти были весьма серьезны, но Вассиан держался независимо, даже вызывающе, и своими ответами сильно раздражал судей. Когда его обвинили во враждебном отношении к иосифлянам, он высокомерно заявил, что не пускал их к себе в келью. По поводу монастырского землевладения Вассиан стоял на своем: «В Евангелии писано, что монастырям сел держать не велено».
Суд кончился тем, что Вассиана заточили во враждебный ему Иосифо-Волоколамский монастырь, где «презлые иосифляне» «по малому времени его уморили». Даже год смерти его неизвестен.
Смотрите также передачу "Час истины" Русские вольнодумцы. Матвей Башкин и Феодосий Косой.
Просмотров: 11285
Источник: Б.Н. Путилов "Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди". СПб.: Азбука-Классика, 2008
statehistory.ru в ЖЖ: