История игральных карт в России
Первое достоверное письменное упоминание о игральных картах в России относится к 1649 году. В «Уложении» царя Алексея Михайловича – суровом и строгом своде законов, игра в карты попала в главу «О разбойных и татиных делах». В этом «уголовном кодексе» картежники приравнены к «татям» - ворам и грабителям. А наказания для воров в те времена были суровыми. Попавшихся на игре в карты в первый раз предписывалось сечь кнутом, отрезать левое ухо и сажать в острог на два года. Если игрок оказывался рецидивистом и ни кнут, ни нож палача не могли отучить его от пагубной страсти, его заковывали в кандалы и отправляли на каторгу. Если и это не помогло, «Уложение» предписывало совсем уж крайнее средство – «казнить смертью». Впрочем, столь суровые меры касались только простого («черного») люда. Бояр не пороли кнутом, не отрезали им уши, не заковывали в кандалы. В карты, вполне возможно, играл и сам Алексей Михайлович. Во всяком случае, карты есть в описи имущества в одном из принадлежащих этому монарху дворцов.
Петр Великий картами не увлекался. Но среди его сподвижников было немало картежников. Например, «забавляться игрой в карты», любил сам Александр Меншиков – друг и сподвижник Петра. Иностранцы в своих воспоминаниях подробно описали некую «русскую игру в короли», которую они называли «несравненной и умной». Как и в Европе, в нашей стране в карты играла в первую очередь знать и купечество. И уже тогда играли не только «забавы ради». Игра шла и на крупные денежные суммы. В карты проигрывали поместья и целые деревни с крепостными. В итоге, в 1717 году Петр I издал указ, строго настрого запрещающий игру в карты на деньги. Императрица Анна Иоанновна издала в 1733 году издала еще более строгий указ – игроки должны были заплатить штраф в размере тройной суммы денег, на которые шла игра. За повторную игру на деньги дворяне на месяц отправлялись в тюрьму, а «подлый люд» надлежало «нещадно бить батогами».
Императрица Елизавета Петровна, незадолго до своей смерти, издала в 1761 году указ, деливший карточные игры на разрешенные и запрещенные. Запрещенные игры – это игры на деньги, разумеется. Правда, в указе была честная оговорка – на дворцы Ее Императорского Величества данный запрет не распространяется.
Екатерина Великая была к картам неравнодушна – играла и с фаворитами, и с придворными, и с европейскими монархами. В годы ее царствования издаются многочисленные руководства по карточным играм.
Впрочем, запреты на игру на деньги, изданные ее предшественниками, императрица не отменяла. Что, впрочем, никак не мешало ее приближенным проигрывать огромные по тем временам суммы.
Как мы уже говорили, карты появились в нашей стране на рубеже XVI и XVII веков. Но вплоть до XVIII века игральные карты завозились в Россию из Европы. Карт российского производства долгое время не было. А европейские карты делились в те времена на три типа – французские, итальянские и немецкие. Они различались названиями мастей – например, у итальянских карт это были кубки, монеты, мечи и жезлы. Но наибольшей популярностью в нашей стране пользовались карты французские. Масти у них носили хорошо знакомые нам названия – черви, бубны, пики, трефы. Во Франции, кстати, еще в XV веке придумали «прототипов» для карточных королей – Карл Великий стал королем червей, царь Давид королем пик, Юлий Цезарь – бубновый король, а Александр Македонский – король трефовый. А вот с карточными дамами такого единодушия не было – роль дамы червей отводили то библейской Юдифи, то Елене Троянской, дамой пик была и богиня Афина и … Жанна Д'Арк, дамой треф – добродетельная Лукреция.
Производство отечественных карт началось в 1760-ые годы, после указа Елизаветы Петровны, официально разрешающего «степенные» игры (игры не на деньги). Первая реклама карт российского производства появилась в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» в 1769 году. А еще раньше – в 1766 году таможенная пошлина на иностранные карты была поднята с 87 копеек за дюжину карт до двух рублей. А годом раньше был введен налог на клеймление карт – 10 копеек для карт, привезенных из Европы и 5 копеек для карт, напечатанных в России (игра в карты, не имеющие клейма, каралась крупными штрафами). Такими простыми и действенными мерами правительство проявляло заботу об отечественном производителе. Карты производились в Петербурге, Москве, Архангельске и других городах России. Налог на клеймление карт, кстати, шел на содержание Воспитательных Домов (прообраз детских домов), организованных известным просветителем И. И. Бецким. В 1798 году, в царствование Павла I, Воспитательным домам было даровано монопольное право печатать и клеймить карты. В том же году в России появилась первая механическая бумагопрядильная фабрика. Предприятие было выкуплено казной и подарено Воспитательному дому в Петербурге. Уже при Александре I был издан указ, окончательно закрепляющий монополию Воспитательных Домов на производство игральных карт.
А высший свет тем временем сотрясали скандалы, связанные с игрой в карты не деньги, усадьбы, крепостных. Строгий указ, запрещающий игру на деньги, изданный Александром I в 1801 году, «не работал». Приведем самый яркий пример карточного скандала – в 1802 году в Москве князь Александр Голицын проиграл графу Льву Разумовскому … свою супругу княгиню Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую). По согласию всех трех сторон, брак был расторгнут и княгиня вышла замуж за победителя. И счастливо прожила с ним долгих шестнадцать лет.
Все российские любители карточных игр привыкли к так называемым «атласным картам». Сложно даже представить, что когда-то карты в нашей стране выглядели иначе. Но об истории игральных карт в нашей стране мы только что рассказали. Давайте поговорим об истории тех игральных карт, которыми мы пользуемся сегодня.
Производство карт в нашей стране неразрывно связано с Императорской Карточной Фабрикой, бывшей Александровской мануфактурой. Выпуск карт на этом предприятии наладили еще в 1819 году. На протяжении почти сорока лет фабрикой руководил А. Я. Вильсон и буквально с первых лет своей работы он пытался улучшить внешний вид игральных карт. Разрабатывались новые рисунки, но утвердить их требовалось на самом высоком уровне. К сожалению, российские самодержцы не видели причин вносить изменения в устоявшийся дизайн карт.
Все изменилось после отмены крепостного права в 1861 году. До сих пор на карточной фабрике работали крепостные, теперь их сменили вольнонаемные рабочие. Были закуплены шестьдесят новых машин, производство возглавил опытный мастер Винкельман. Наконец-то встал вопрос и о новых рисунках на игральных картах. Проблема опять решалась на самом высоком уровне. Разработку нового дизайна доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю и Александру Егоровичу Бейдеману. И тот и другой были известными художниками. Им удалось создать настоящие шедевры карточной графики. Но эскизы Бейдемана были признаны слишком сложными и вычурными, в производство были запущены карты на основе более простых и лаконичных работ Шарлеманя.
Адольф Иосифович Шарлемань (1826 – 1901), создатель современных российских карт, родился в семье обрусевших французов. Его дед был скульптором-декоратором, отец – известным петербургским зодчим. Адольф Шарлемань решил стать живописцем и поступил в Императорскую Академию Художеств, которую закончил по классу батальной и исторической живописи. За картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен золотой академической медали и права на шестилетнюю заграничную стажировку. За полотно «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», написанное во время заграничной поездки, был удостоен почетного звания академика живописи.
Вернувшись на родину, Шарлемань рисовал не только батальные полотна. Он работал и в Государственной Экспедиции по заготовлению ценных бумаг, делал иллюстрации для популярных журналов и даже работал над эскизами костюмов для балов. Но из всех работ этого талантливого художника в народной памяти остались … да, вы правы, именно те, что он выполнил по заказу Императорской Карточной Фабрики. Давайте поговорим о них поподробнее.
Делая свои эскизы, Шарлемань не стремился придумать что-то принципиально новое. Он творчески переработал те рисунки, что существовали до него. В первую очередь, французскую колоду 1816 года. В годы Великой Французской Революции монархия во Франции была свергнута и в картах – контрреволюционных королей, дам и валетов сменили античные боги и великие философы. Но в 1816 году монархия во французских картах была восстановлена. Эти французские карты и послужили русским художникам образцами для подражания. Впрочем, короли на русских картах тех лет, напоминали бородатых мужиков из сельской глубинки. Да и дамам не хватало изящества.
На рисунках Шарлеманя царственные особы выглядят именно так, как им и подобает. Вместе с тем, рисунки просты и лаконичны – никаких лишних деталей. А, кроме того, эти рисунки были еще и технологичны – они делались под печать в четыре краски.
"Атласные" карты Адольфа Иосифовича Шарлеманя. Источник
Само слово «атласные» появилось от названия сорта бумаги, которую сравнивали с блестящей и гладкой шелковой тканью – атласом. Листы этой бумаги натирались тальком на специальных машинах. Атласная бумага выгодно отличалась от обычной бумаги тех лет – плохо проклеенной, шероховатой, легко размокающей. А карты, напечатанные на атласной бумаге, не боялись влаги и легко скользили. Правда, и стоили они недешево – в 1855 году дюжина атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек (годовой доход крестьянина в те годы составлял 10-20 рублей). Примерно столько же стоили и карты ручной работы, изготовляемые для императорского двора. Впрочем, с элитных карт для богачей и аристократов «атласные» рисунки перешли и на карты первого и второго сорта, более доступные для простой публики.
В производство были запущены и дорожные карты (отличавшиеся меньшим размером) с рисунками Шарлеманя:
Дорожные карты Шарлеманя.Источник
Карты Шарлеманя благополучно пережили Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. В Советском Союзе производство игральных карт было сосредоточено на Государственной Карточной Монополии. Первоначально, сохранялось деление на карты атласные, экстра, первого и второго сортов по типу бумаги на которой их печатали. Но уже к началу тридцатых годов карты печатались только на атласной бумаге, благо технология ее изготовления была уже не такой сложной и дорогостоящей. Правда, стоимость карт оставалась довольно высокой – в «прейскуранте товаров народного потребления» за 1935 год стоимость колоды в 52-53 карты составляет 6 рублей.
Впоследствии рисунки Шарлеманя были переделаны под офсетную печать.
А подлинники знаменитых рисунков Шарлеманя дожили до наших дней – сначала они хранились в архиве Государственной Карточной Монополии (бывшей Императорской Карточной Фабрики). После закрытия этого предприятия эскизы приобрел известный коллекционер Александр Перельман, передавший их Музею карт в Петергофе.
Просмотров: 32814
statehistory.ru в ЖЖ: