О воровстве в Императорском флоте России
Спустя пять лет заведующий морской частью в Николаеве, военный губернатор Севастополя и Николаева контр-адмирал Григорий Бутаков писал великому князю Константину Николаевичу, что злоупотребления во флоте еще до Крымской войны 1853–1856 годов приняли столь громадные размеры, что «почти весь Николаев со своими огромными домами, большей частию выставляющими втихомолку на улицу только три, а много пять окон, выстроился от них. Множество окрестных деревень выросли из того же источника».
Сисой Великий
3 марта 1897 года на служившем в Средиземном море «Сисое Великом» произошел сильнейший взрыв в кормовой башне. (305-миллиметровое орудие главного калибра выстрелило при открытом замке орудия.) Крыша башни была наброшена на носовой мостик, разбиты все механизмы и приборы, сдвинуто с места 15 броневых плит, сброшена с тумбы 37-мм пушка, поврежден паровой катер, стеньга и световые люки. Погибло 15 человек, 15 человек тяжело ранено (позже скончались еще шестеро, включая командира башни); еще четверо были легко ранены. В числе погибших был французский подданный.
Корабль был поставлен в ремонт во французский военный порт Тулон, причем при осмотре французскими инженерами были выявлены вопиющие факты из ряда вон плохой работы отечественных верфей. «Чрезвычайно тяжелое для русского сердца впечатление», — рапортовал в Санкт-Петербург командир строившегося в Тулоне крейсера «Светлана» капитан 1-го ранга Алексей Абаза (1856–1915). Французы «покачивали головами и переглядывались».
По верхней кромке брони вдоль всего борта шла 30–40-миллиметровая щель. Ее «прикрывала» замазка. Вываливались заклепки трапов, палубный настил был изготовлен из гнилого дерева. Более того, не были заклепаны даже отверстия в переборках погребов боеприпасов.
Канонерская лодка "Храбрый"
В 1900 году в док Тулона попала мореходная канонерская лодка «Храбрый». Корабль, официально вступивший в строй всего два года назад, уже требовал серьезного ремонта. При осмотре судна выяснилось, что построено оно не лучше «Сисоя». Так, переборки не доходили до палубы, щели забиты клиньями и суриком. На броневой палубе зазоры между плитами составляли больше 5 мм, а магистральная водоотливная труба по фланцам давала сильные течи. Более всего изумил французов иллюминатор, выполненный из дерева, покрытого сверху латунью. Ремонт обошелся казне в дополнительные 172 239 рублей.
Примечательно, что, в отличие от погибшего в мае 1905 года в Цусимском сражении «Сисоя Великого», «Храбрый» отличился изрядным «долголетием». Из боевого состава уже Советского флота канонерка была выведена лишь в 1956 году.
Просмотров: 11548
Источник: Манвелов Н. В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008.
statehistory.ru в ЖЖ: