Проект тяжёлого танка Василия Менделеева

Мы уже писали о том, что великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев занимался не только химией, но и, например, воздухоплаванием. Его сын, Василий Менделеев, тоже внёс свой вклад в науку. Представляем вам статью из журнала "Техника-Молодёжи" за сентябрь 1949 года, где рассказывается про проект тяжёлого танка, который разработал Василий Менделеев.

Проект тяжёлого танка Менделеева

Мы уже знакомили читателей с первыми русскими танками.
Сейчас мы публикуем новые данные о конструировании тяжелых танков.
Задолго до первой мировой войны в русское военное министерство поступил проект необычайной боевой машины, разработанный сыном знаменитого русского химика — Василием Дмитриевичем Менделеевым.
Проект боевой машины Менделеева—это талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила все развитие танковой техники. Многие элементы машины Менделеева в наши дни выглядят современными.
Менделеев спроектировал танк весом в 170 тонн» обслуживаемый командой в 8 человек. Он представлял собой огромную бронированную коробку, со скрытыми внутри гусеницами, необходимыми для передвижения, двигателем и боекомплектом.
Во время передвижения гусеницы с помощью сжатого воздуха должны были приподнимать бронированный корпус над землей и обеспечивать движение танка со скоростью до 24 км в час.
Кроме пушки, Менделеев предполагал вооружить танк пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.
Проект Менделеева отличается большим количеством чрезвычайно смелых конструктивных решений, которые нашли применение в танковой технике иностранных армий несравнимо позже.
Так, опускание при стрельбе корпуса танка на грунт было применено в немецких самоходных артустановках только в 1942 году. Применение сжатого воздуха для поднятия корпуса и для создания пневматической подвески катков лишь в первые годы второй мировой войны было использовано английскими конструкторами на авиадесантных танках.
Менделеев предусмотрел также возможность переброски своих танков самоходом по железной дороге; его танк мог быть поставлен на железнодорожные скаты.
Четыре поста управления обеспечивали живучесть боевой машины даже в случае гибели части ее команды.

Проект тяжёлого танка Менделеева

Проект тяжёлого танка Менделеева

1 — бронированный корпус, 2 — подъемная пулеметная бронебашня, 3 — 120-миллиметровое орудие, 4 — гусеничные движители, 5 — двигатель внутреннего сгорания, 6 — передача с двигателя на гусеницы, 7 — баллоны со сжатым воздухом, 8— катки на пневматической подвеске, 9 — боекомплект для пушки, 10 — баки с горючим, 11 — аккумуляторная батарея, 12 — радиаторы охлаждения двигателя.

Технический комитет главного военно-технического управления царской армии, куда был передан проект, утопил в бюрократической волоките талантливое изобретение Менделеева. Проект этот так и не был осуществлен.
Но бюрократам из военного министерства не удалось похоронить идею танка.
Раньше англичан и французов, в августе 1914 года, на машиностроительном заводе в Риге было завершено создание первого в мире действующего танка. Это был танк-амфибия А. Пороховщикова, о котором мы уже писали в нашем журнале.


Просмотров: 18910

Источник: Техника - молодёжи, N9, 1949 г.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: