Создание первого в мире нефтеналивного флота братьями Артемьевыми

В литературе нередко встречаются упоминания, что впервые перевозкам нефтепродуктов на водном транспорте была изобретена и осуществлена одним из братьев Нобелей. Некоторые зарубежные исследователи утверждают, первые перевозки нефти наливом были известны в Англии в 1886 году. Из материалов историка А. М. Коншина, опубликовавшего в 1896 году работу «Описание разработок нефтяных месторождений в Северной Америке и сравнительных условий добычи нефти на Кавказе», а также из исследований С. М. Лисичкина ясно, что подобные утверждения далеки от истины.

Российские судовладельцы-самоучки братья Николай и Дмитрий Артемьевы вошли в историю не только как первые отечественные изобретатели нефтеналивного флота, они также стали первыми промышленниками, которые хотели содержать на свои средства «специальное образовательное заведение для мореходов».

Впервые в мире транспортировку нефти и нефтяных остатков наливом в судах осуществил Николай Иванович Артемьев. Он и его брат Дмитрий еще с 1854 года занимались перевозкой соли, бухарского хлопка и леса по Каспию. С 1866 года они начали доставлять нефть из Баку в Астрахань. В течение нескольких лет Артемьевы перевозили нефть на судах обычным для того времени способом, то есть в деревянных бочках на парусных шхунах. Пытливому уму самоучек стало ясно, что подобный способ для нефтяных грузов неэкономичен, сложен и дорог, и братья начали искать более рациональные пути транспортировки. Позже о своих поисках они писали: «Занимаясь перевозкой нефти с 1866 года и видя неудобства в перевозке такого важного и полезного для экономических интересов страны продукта, мы попытались приложить к этому делу такой тип судна, в котором нефть могла бы перевозиться без помощи бочек». Именно Артемьевы в 1873 году первыми установили на небольшой шхуне «Александр» цистерну и наполнили ее нефтяными остатками. Нагружали и разгружали цистерну при помощи ручного насоса. Остальные судовладельцы первый опыт Артемьевых попросту осмеяли. Когда же к концу навигации обнаружилось, что «Александр» сделал 8 рейсов, а суда, грузившиеся бочками, всего лишь по 6, изобретением Артемьевых заинтересовались нефтепромышленники и судовладельцы.

Деревянная баржа для перевозки нефти братьев Артемьевых на Волге
Деревянная баржа для перевозки нефти братьев Артемьевых на Волге

Купцы не торопились следовать примеру братьев. Нефтеперевозчики решили сначала понаблюдать за дальнейшим ходом событий, так как «новинка-то, может, и хороша, да чужая, а капитал-то свой». Тем временем Артемьевы оборудовали под налив весь свой флот. В его состав входили шхуна «Россия» грузоподъемностью 13,5 тысячи пудов, «Змея» — 7,5 тысячи, «Север» — 14 тысяч, «Союз» — 15,4 тысячи, «Елизавета» — 32,1 тысячи, «Волга» — 20 тысяч и «Два брата» — 15 тысяч пудов. Они реконструировали их по типу шхуны «Александр», приспособив для перевозки нефти наливом большие металлические емкости. В 1874 году Артемьевы впервые отправили нефть наливом до Нижнего Новгорода.
Братья оборудовали под нефть грузовые трюмы, используя их на обратном пути для других грузов. При транспортировке сухих грузов пол устилали камышом, а после выгрузки трюм промывали водой с содой и снова заливали нефтяными остатками. Такая система перевозок резко повысила экономичность флота.

Буксирный теплоход на Волге
Буксирный теплоход на Волге

Специалисты наконец оценили изобретение братьев и старались всячески его рекламировать. Императорское общество содействия русскому торговому мореходству разослало письма многим преподавателям южных мореходных школ с просьбой рассказывать судовладельцам об изобретении братьев Артемьевых. Кажется невероятным, но новый метод транспортировки не встретил должного понимания. Заведующий Николаевским мореходным классом Криницкий в ответном письме так сообщал Обществу: «Вы просили меня обратить внимание местных судоходцев на выгодное дело для перевоза керосина наливом... Я, к сожалению, должен сообщить вам, что мои хлопоты не увенчались успехом». Подобный ответ был получен и из Ростова-на-Дону от заведующего мореходным училищем, который сообщал, что «кроме главной причины — безденежья, существует также недоверие к самому делу».

По-иному оценил изобретение братьев Артемьевых французский консул Бонне, сразу же начав строить судно «по системе господина Артемьева, то есть наливом» для перевозки нефти из Новороссийска. Тогда же заведующий Голопристанским мореходным классом Калюжный сообщал Обществу содействия: «Ваши превосходные советы о перевозке нефти, разъяснения и наставления нашим каботажникам в настоящем году не привели к желанной цели. Дело перевозки керосина для них совершенно новое, неизвестное. Затратить тысячи рублей на предприятие, выгоды которого для них в тумане, они не решаются».
Артемьевым радоваться бы монополии на новые суда да прибылям от своих новшеств. Так нет же — им «за державу обидно». И тогда Императорское общество содействия русскому торговому мореходству с подачи братьев решило напрямую обратиться к министру просвещения. В письме к министру говорилось: «Правление Императорского обществ для содействия русскому торговому мореходству своим долгом считает обратить просвещенное внимание Вашего Превосходительства на отрадный факт, что в городе Астрахани братья Николай и Дмитрий Артемьевы на свои средства желают учредить мореходный класс в будущую осень. Это первый случай, что местные промышленники изъявляют желание содержать специальное заведение для мореходов». Школа, предложенная братьями Артемьевыми, так и не была открыта исключительно «за неимением положения таком училище».

Что же сами Артемьевы? Они настойчиво продолжали совершенствовать способ перевозки нефтяных грузов наливом. В 1878 году братья впервые применили паровой насос, изготовленный на их астраханском заводе, который ежечасно перекачивал 4 тысячи пудов нефти. Позже они изготовили и пустили в ход насосы мощностью уже 20 тысяч пудов в час. С применением парового насоса нефтеналивные суда Артемьевых за сезон стали совершать из Баку в Астрахань по 14 рейсов. Только тогда нефтепромышленники — как российские, так и зарубежные — начали поспешно перестраивать свой флот по системе братьев Артемьевых. Потребовалось десять лет, чтобы это блестящее изобретение было признано. Для сравнения отметим, что в 1874 году, когда нефть перевозили из Баку в бочках, было отправлено 10 миллионов пудов нефтяного груза, в 1884 году, когда грузы доставляли уже наливом, — 50 миллионов пудов, а в 1894 год количество нефтепродуктов составляло уже 208 миллионов пудов. Николай Иванович Артемьев родился в 1833 году и умер 20 июля 1896 года. В этот день астраханская газета писала: «Никто не откажет покойному в выдающихся способностях и уме. В нем не было жадности к деньгам. Наоборот, риск он ставил на первом плане и упорно добивался того, что ему казалось хорошим и пригодным для дела». Тем не менее «нет пророка в своём отечестве». Современники не сохранили для потомков даже даты рождения и смерти второго брата — Дмитрия Ивановича. Не сохранилось ни одного портрета или фотографии братьев.

Нефтеналивной причал в Новороссийске
Нефтеналивной причал в Новороссийске

Время оказалось строгим и справедливым судьей. В конце-концов за свое изобретение братья Артемьевы были награждены Большой золотой медалью от правительства, императорское общество содействия морскому торговому флоту выдало им денежную награду.

После изобретения Артемьевых в России начали строить нефтеналивные суда более совершенного типа, без металлических емкостей, а через некоторое время — металлические нефтеналивные баржи.

Рекомендуем также прочитать: Менделеев и нефть, Добыча нефти в Ухте в 18 веке.


Просмотров: 18053

Источник: А. Иголкин, Ю. Горжалцан. Русская нефть, о которой мы так мало знаем. М.: Олимп-бизнес, 2003



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: