Крепостной поэт Фёдор Никифирович Слепушкин
--
«Отечественные записки» за 1823 г. открывает статья под названием «Прогулка в Шлиссельбург, в сентябре прошлаго года». Автор сообщает, что одной из причин посещения этих мест, и прежде всего Рыбацкой слободы, было желание «познакомиться с одним из любопытных граждан» — Федором Никифоровичем Слепушкиным, «природным стихотворцем и живописцем»233. Знакомство со Слепушкиным доставило «не только много приятности,— но... некоторое торжество, ибо оно вновь оправдывает мое мнение, что между русскими много людей, одаренных самыми счастливыми способностями,— только должно уметь находить их (что не весьма легко по природной их застенчивости, скромности...), только должно уметь употреблять их: мог ли ... я видеть без особого Удовольствия русского поселянина, занимающегося упражнениями, требующими свободного духа, свидетельствующими благородство чувств! Известно, что древние не позволяли рабам заниматься свободными художествами; как же русский крестьянин, крепостной человек, посвящает мирные часы досугов своих столь благородной страсти? Не утешительно ли это для наблюдателя, желающего раскрыть и изучить характер и положение русскаго народа!». Автор считает, что такие занятия крепостных людей в России являются доказательством того, что положение этих людей отличалось от положения древних рабов «во времена язычества». «Кому неизвестно, что здесь,—читаем мы,—миллионы крестьян благоденствуют под отеческим управлением своих господ? В Греции и Риме участь рабов была достойна всякого сожаления. Признаем здесь, и во всем благодетельное влияние духа христианства»234. Так использовались факты жизни Слепушкина (как и многих других выходцев из крепостных) для оправдания определенной оценки положения русских крепостных.
Федор Никифорович Слепушкин был крепостным помещицы Е. В. Новосильцевой, урожденной графини Орловой. Дед Слепушкина, Семен Скудный, жил в деревне Малом Мочине Романовского уезда Ярославской губернии. Фамилия закрепилась за семьей из-за крайней ее бедности. Когда Семен Скудный остался сиротой, родные увезли его в Москву, где он вырос. Под старость дед ослеп, и его сына Никифора прозвали Слепушкин. Отец поэта, Никифор Слепушкин, занимался торговлей в Москве и сумел составить небольшое состояние. Но после его смерти опекуны так распорядились имуществом, что сыну, Федору Слепушкину, родившемуся в 1786 г., ничего не досталось. Оставшись в 10 лет сиротой, оп был пристроен сидельцем к московскому торговцу съестными припасами. В 15-летнем возрасте Федор Слепушкин был взят в имение своей госпожи. В родной деревне Слепушкин кормился работой у местных богатеев. С детства он отличался любознательностью. Отец научил его читать. С ранних лет он много читал и рисовал.
На помещичьи оброки и мирские подати, как вспоминал Слепушкин в своих записках, уходило все, ничего не оставалось. В 1803 г. он решил уехать в Петербург, поселился с семьей в окрестностях города. Вначале торговал с лотка у Невского монастыря, затем, скопив деньги, купил небольшую лавку. Жена и тесть Слепушкина были раскольниками и принадлежали к перекрещенской секте. Под их влиянием он тоже стал перекрещенцем. После переезда в Петербург он порвал с сектантами и перешел в православие. Его примеру последовали жена, тесть и 60 односельчан.
На новом месте жительства, в Ново-Саратовской колонии (на правом берегу Невы), его торговые дела пошли успешно. Здесь Слепушкин быстро научился немецкому языку. Из села Рыбацкого постоянно ездили русские покупатели к честному и справедливому торговцу Зарецкому, так они прозвали Слепушкина235. В 1812 г. он решил переехать в Рыбацкое. Перед отъездом Слепушкину как честному торговцу колонисты преподнесли благодарственный аттестат236. В Рыбацком умерла его жена, и он остался с восемью малолетними детьми.
Одновременно с хозяйственными делами Слепушкин с большим трудолюбием и настойчивостью занимался самообразованием, много читал, учил грамоте своих детей. В 1820 г. он женился на дочери крестьянина села Рыбацкого.
Печататься он стал в начале 20-х годов. Его первые стихотворения — «Похороны жены поселянина», «Игра детей». Позже он пишет «Ответ моим землякам». В 1823 г. в «Отечественных записках» было напечатано несколько басен Слепушкина. В 1826 г. он выпустил первую книгу «Стихотворений русского крестьянина» под названием «Досуги сельского жителя». Издатель в предисловии отмечал, что стихотворения крестьянина-поэта представляют «необыкновенную и приятную новость в области русской словесности». Он называет автора «русским Гезиодом». Книга имела большой успех. За первым сборником последовали книги «Четыре времени года русского поселянина. Сельская поэма», «Новые досуги сельского жителя»237.
Ф.Н. Слепушкин. Гравюра работы Н. Штабе
Слепушкин, как очень немногие писатели из крестьян, получил известность, был оценен критикой. Ряд современных журналов с похвалой отзывались о нем238. «Отечественные записки» отмечали европейскую известность писателя-крепостного.
В 1826 г. Российская Академия наук наградила Слепушкина золотой медалью с надписью «Приносящему пользу русскому слову». Царь Николай I, познакомившись со стихотворениями Слепушкина, подарил поэту шитый золотом кафтан, а императрица Александра Федоровна — золотые часы. Министр народного просвещения А. С. Шишков обратился к нему с письмом: «Почтеннейший крестьянин Федор Никифорович! Российская императорская Академия в заседание свое сего генваря 23 дня 1826 года слушала стихотворное сочинение твое под названием "Досуги сельского жителя". Академия с удовольствием и не без удивления к природным дарованиям твоим нашла оное весьма хорошим, как по изящному вкусу и благонравию, так и равно но простому, благородному слогу и чистому языку, сельским описаниям»239.
А. С. Пушкин в письме к Дельвигу 1826 г. замечал: «Неужто никто ему но поправил "Святки", "Масленицу", "Избу"? У него истинный свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экз. "Руслана" и моих "Стихотворений" — с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своею дорогою». В том же году Пушкин отмечал, что «все с большим и большим удивлением» перечитывают произведения поэта-крестьянина. Пушкин передал Слепушкину одну тему, намеченную им в неоконченном отрывке «Кормом, стойлами, надзором». Слепушкин написал на эту тему стихотворение «Конь и домовой», где влияние Пушкина чувствуется более, чем в других его произведениях. А. С. Пушкин признавал талант Слепушкина, беспокоился, чтобы официальный почет не отразился на самостоятельности поэта.
Пушкин писал: «Что это в самом деле? стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и полумедаль, а Пушкину полному — шиш. Так и быть: отказываюсь от фрака, штанов и даже академического четвертака...»240.
B. Г. Белинский ценил в Слепушкине прежде всего мыслящего человека: «Поэзия есть дар природы; чтобы быть поэтом, надо родиться поэтом, но научиться или выучиться быть поэтом — невозможно. Слепушкин явился в то время, когда умение подбирать рифмы считалось талантом и доставляло известность даже и образованным людям; тем больший интерес возбудил крестьянин-самоучка... В стихах Слепушкина виден умный, благородно мыслящий и образованный не по-крестьянски человек, Которого нельзя не уважать,— но не поэт»241.
Слепушкин по-прежнему был крепостным. Среди литераторов возникла мысль выкупить его на волю. А. C. Пушкин в марте 1826 г. писал Великопольскому: «Ваша прекрасная мысль об улучшении состояния поэта крестьянина, надеюсь, не пропадет»242.
Осуществить освобождение Слепушкина удалось не сразу. Урожденная графиня Орлова потребовала огромную сумму — 3 тыс. руб. Известность Слепушкина как писателя помогла ему освободиться от крепостной зависимости. Стараниями поклонников его таланта и благодаря поддержке княгини Т. В. Юсуповой удалось собрать требуемую сумму. В 1826 г. Слепушкин со своей семьей получил волю и стал купцом 3-й гильдии. Радостное волнение переполняло его. Благодарственные стихи занимают значительное место во второй части «Досугов», изданных в 1828 г.
Слепушкин остался жить в Рыбацком, не изменив своим занятиям и привычкам. Он считал, что всякому зерну своя борозда и его борозда — общая с крестьянами, из среды которых он вышел и среди которых продолжал жить. Он не понимал тех, кто стыдился крестьянского происхождения. Он не отказывал тем, кто нуждался в его помощи, особенно заботился о распространении грамотности среди жителей Рыбацкого.
Основная часть поэтических произведений Слепушкина посвящена картинам деревенской природы и сельского быта. Любовь к крестьянину-труженику вдохновляла поэта, особенно в первых его стихах. Он высказывает мысль, что труд есть главная основа благосостояния крестьянина и что без труда невозможно ни счастье, ни спокойствие. Эта оценка труда во многом близка тому, что писал И. И. Варакин. Но по другим вопросам их взгляды не совпадают. И. И. Варакин открыто критиковал крепостников, Ф. Н. Слепушкин призывает к любви к ближнему, христианскому милосердию и к правде. Он доказывает необходимость взаимной поддержки, важность общинного землепользования, защищает бедняков от притеснений богатеев. Поэт осуждает тех, у кого «превеликая охота жить за счет чужой души» («Черный год»),
В числе лучших стихотворений Слепушкина Пушкин называет «Избу», «Святочные гадания» и «Сельскую масленицу». Сам Слепушкин лучшим своим стихотворением считал «Мирскую сходку». «Изба»—это задушевное описание «мирной жизни сельской». Другие изображают дни веселья. В целом ему свойственна идеализация жизни крестьян. С. Золотарёв отмечал, что у Слепушкина «слишком здоровая, крепкая натура, и он чаще останавливается на более светлых сторонах крестьянской жизни».
В то же время встречаются и такие строки:
Печаль, заботы, горьки слезы
И жалобный, сердечный стон
Нас окружал со всех сторон.
«Сельская поэма» содержит описание природы, труда, поэт пишет о лишениях и «очаковской» зиме. Историческая роль русского крестьянина не перестает и далее занимать Слепушкина.
В «Новых досугах сельского жителя» (1834 г.) па первом месте помещено большое стихотворение «Иван Сусанин», затем «Русский поселянин».
Для автора народ — богатырь, которому все по плечу. Поэт знает, что не все и не всегда хорошо в жизни кормильца «злых и добрых». Но он еще не перестал надеяться на благоразумие вышестоящих. Он пишет стихотворение «Барин в поместье», в котором описывает случай самоуправства дурного управляющего. Приехавший барин, выслушав жалобу крестьян, изгоняет злого слугу.
«Новые досуги» были последним изданием стихотворений Слепушкина. Позже, видимо, он не писал, обремененный заботами о большой семье и хлопотами по своему кирпичному заводу. Только в 1847 г., незадолго до смерти, он напечатал «Рассказ детям отца, бывшего в расколе у перекрещенцев». Автор не раскрывает причин, толкнувших его к сектантам, но описывает их быт, относясь уже отрицательно к их учению. Известность не изменила характера Слепушкина. До конца своих дней (он умер от холеры в 1848 г.) он оставался честным и отзывчивым человеком.
В последнем стихотворении Слепушкин писал:
С соседом мирно вы живите,
Как с братом милым и родным,
Последний хлеб с ним разделите...
На помощь ближнему поспейте,
За правду жизни не жалейте.
В лице Слепушкина русское крестьянство заявило, что в нем «живет человеческое чувство самоуважения и стремление к лучшей доле, к тем вершинам познания и творчества, которые считались еще заповедным владением привилегированных верхов общества»243. В то же время верно отмечается эволюция его взглядов. «Поэт, все более и более богатевший, окончательно впал в идиллическое благодушие и казенное смиренномудрие»,— писал П. Н. Сакулин244.
О том, что творчество Слепушкина имело определенное значение, говорят попытки подражаний. Творчество М. Д. Суханова (1801-1842), Е. И. Алипанова (1802—1860) — свидетельства этому. Поэзия Слепушкина далека от критики существующей действительности, но она напоминала о необходимости общего раскрепощения крестьян.
Стихотворение "Изба" Ф.Н. Слепушкина
Я о мирной жизни сельской
Вам хочу сказать, друзья!
Как в тиши здесь деревенской
Добрая живет семья.
Старый дом с двумя окнами,
Весь соломою покрыт;
В нем и верх, и со стенами -
Все простой имеет вид.
Тамо видел я икону!
Впереди она стоит:
Перед нею ж по закону -
Свечка желтая горит.
Стол большой, и весь дубовый,
Не накрыт стоит ничем;
Лишь один корец кленовый
С добрым пивом был на нем!
Лавки с чистыми скамьями
В той избе вокруг стоят;
Шубы рядышком висят,
Чинно, вместе с зипунами.
Полки с кринками, с горшками,
Все опрятно, на уряд.
Печь большая: - там полати,
Где семья ночной порой
Спит равно как на кровати
По трудах своих зимой.
Колыбель с дитей висела,
Там его покоил сон;
Мать при нем тогда сидела,
Пряжу вила с веретен.
Дед на печке и с детями
Сидя, лапотки плетет
И веселыми словами
Про старинушку поет!
На скамьях же за гребнями
Пряжу девушки прядут;
Бабы, сидя за станами,
Пестрядь, холст и сукна ткут,
С ними бабушка родная
Всей семье заводит речь:
"В чем же прибыль нам большая,
Что всего нужней беречь?"
Все, задумавшись, молчали
Перед бабушкой тогда;
Слов ее не отгадали,
Шел лишь свист с веретена.
Тут старушка им сказала:
"Вот что нам всего нужней! -
И на печку указала, -
Жить бы нам нельзя без ней,
В стужу печь нас согревает,
Хлеб готовит для людей;
Сердце старца утешает,
Он покоится при ней!
Вспомнит годы молодые;
Тут же детушкам игра;
Самый дым для нас, родные,
Много делает добра.
Примечайте, как затопит
Баба печку на заре,
Дым густым туманом ходит
В это время по избе.
Тем он сырость извлекает,
И клубясь уйдет трубой. -
Печь здоровье доставляет,
Даст и бодрость и покой".
1823-1826
233 Отечественные записки, СПб., 1823, ч. 13, № 33, с. 5.
231 Там же, с. 6—7.
235 Ремезов И. С. Ярославский крестьянин-стихотворец Федор Никифорович Слепушкин. СПб., 1872, с. 5—24; Он же. Материалы для истории народного просвещения в России. Самоучки. СПб.. 1886, с. 111; Золотарев С. Писатели-ярославцы. Ярославская струя в литературе 18-го в.—В кн.: Местный край и его жизнь. Ярославль, 1920, № 2, с. 61.
236 Михайлов И. Федор Никифорович Слепушкин.— Народные чтения, 1859, кн. 1, с. 206.
237 Слепушкин Ф. П. Четыре времени года. СПб., 1830; Новые досуги сельского жителя. СПб., 1834; 2-е изд., 1840.
238 Сакулин П. Н. Русская литература: Социолого-синтетическип обзор литературных стилей. М., 1929, ч. 2, с. 190.
239 Отечественные записки, СПб., 1830, янв., ч. 41, с. 105; Золоти рев С. Указ. соч., с. 64.
240 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. Л., 1973, т. 10, с. 156. 157, 159.
241 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954, т. 4, с. 156, 160.
242 Ремезов И. С. Указ. соч., с. 121; Пушкин А. С. Полн. собр. соч. т. 10, с. 159.
243 Золотарев С. Указ. соч., с. 72.
244 Сакулин П. Н. Указ. соч., с. 192.
Просмотров: 14370
Источник: М.Д. Курмачева. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII - начало XIX века. М.: Наука, 1983
statehistory.ru в ЖЖ: