Появление автомобилей "Мерседес" в дореволюционной России
--
Знакомство компании «Даймлер» с Россией состоялось еще до начала «автомобильной эры», когда Готлиб Даймлер совершил поездку по стране. А интересовало его, можно ли там наладить производство двигателей или хотя бы начать торговлю этим товаром. Ответа на этот вопрос пришлось ждать девять лет, когда сразу же после образования «Даймлер Моторинг Гезельшафт» (ДМГ) в Москву ушла первая партия моторов. Правда, они были не автомобильными, а судовыми и стационарными.
Реклама автомобилей "Мерседес" и грузовиков "Даймлер"
Стенд "Бенц" на одном из российских автосалонов
Весьма интересным оказалось и продолжение сотрудничества, поскольку в конце позапрошлого века на фирме начал работать русский инженер Борис Григорьевич Луцкий, занимавшийся разработкой автомобильных, судовых и авиационных двигателей, конструировавший и механические экипажи. Его таланту фирма обязана немалой долей своего успеха. Грузовоз, спроектированный Луцким и сработанный на заводе «Даймлер», был одним из первых автомобилей подобного рода в российский столице и успешно справлялся с перевозкой грузов.
Автомобили "Мерседес" - участники пробега на Императорский приз, 1910
А уже в 1902 году между петербургским акционерным обществом «Г.А. Лесснер» и «Даймлером» был подписан контракт, по которому русская фирма получала право выпускать на своем заводе автомобили этой марки. В дальнейшем события разворачивались стремительно. Участие в международных выставках в Петербурге, Москве, Одессе, открытие в 1910 году собственного представительства в Первопрестольной, победы в гонках и пробегах... Одним из первых спортивных призов, полученных автомобилями «Даймлер» в России, был приз великого князя Сергея Михайловича, завоеванный гонщиком Донье в пробеге Петербург-Рига-Петербург в 1909 году.
К 1913 году представительства компании уже работали в обеих столицах и нескольких крупных городах империи. Партнерами ДМГ стали крупнейшие русские предприниматели, связанные с автомобильным рынком, такие, например, как фирма «Иван Брейтигам» из Петербурга. К услугам покупателей были грузовые и и легковые автомобили с цепным и карданным приводом и двигателями мощностью от 18 до 90 л.с., а также омнибусы. Венцом карьеры «мерседесов» в России было присвоение производившей их компании ДМГ почетного звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
По популярности среди русских автомобилистов машины этой марки занимали четвертое место. В Москве, например, к августу 1911 года из 826 авто было 47 «мерседесов».
Не менее удачно складывались отношения с восточным соседом и у фирмы «Бенц и К°». Свою первую поставку в Россию она осуществила в 1894 году. То был двухместный автомобиль «Бенц-Вело» с двигателем в полторы лошадиных силы и номером 91 на шасси.
Сказывается влияние - правда, косвенное - машин марки «Бенц» и на отечественное автомобилестроение. Именно они навели двух российских промышленников - Петра Фрезе и Евгения Яковлева, увидевших такие авто на Чикагской выставке 1893 года, на мысль о постройке собственного автомобиля, который воплотился в металл через три года.
"Бенц" был одной из популярных в дореволюционной России марок
Позже контакты с Россией стали более регулярными и деловыми. Открывались представительства - в Одессе на Ришельевской, в столице - на Невском проспекте. В Петербурге же, на Литовской улице в доме № 44, располагался «Бенц-Гараж», куда можно было не только «оставить машину, но и заправить ее, отремонтировать.
Первые в России автомобильные гонки, в которых принял участие автомобиль марки «Бенц», были одновременно и первыми в стране состязаниями подобного рода. Они проходили под Петербургом в октябре 1898 года. Правда, тогда единственному автомобилю-участнику не повезло, в число призеров он не попал, зато сумел пройти всю дистанцию по заснеженной дороге.
Реклама "Бенц" - частый гость на страницах российских автомобильных журналов
Участие в гонках, пробегах и других автомобильных состязаниях стало традицией, и «бенцы» не раз брали призы в самых престижных соревнованиях, как, например, в гонке Санкт-Петербург-Москва, посвященной автомобильной выставке 1908 года, когда Эмери оставил позади всех соперников, чем лишний раз подтвердил отличные качества своего автомобиля. На «Бенце» же в 1909 году был установлен российский рекорд скорости - 153,6 км/ч. В конечном итоге машины этой фирмы стали достаточно популярны у автомобилистов России, во всяком случае, в столицах. В Петербурге к 1913 году их было 214. Пик популярности пришелся именно на этот год.
Столь многообещающие отношения с обеими фирмами прервала мировая война, в которой Россия и Германия оказались по разные стороны окопов. А возобновились они только в начале 1920-х годов.
Просмотров: 12972
Источник: Константин Шляхтинский. Россия: гении и дороги. М.: Инфомедиа паблишерз, 2007
statehistory.ru в ЖЖ: