Деятельность Санкт-Петербургской речной полиции
---
В виду ежегодного торжественного открытия в Петербурге навигации, вовремя будет познакомить читателя с одним из полицейских учреждений столицы, имеющим наблюдение над водными путями Петербурга. Знакомство с устройством Речной полиции, как полезным по своей плодотворной деятельностью учреждением, будет небезынтересно для чинов полиции, особенно безвыездно живущих в провинции. Речная полиция имеет свое историческое развитие, с которого мы и начнем наш очерк.
Почти до конца 60-х годов минувшего (XIX столетия — прим. ред.) столетия водные пространства города С.-Петербурга состояли в ведении многих ведомств, в полицейском же отношении водами столицы заведывали чины наружной полиции, на обязанности которых лежал даже впуск судов во внутренние реки и каналы и расстановка судов. Вследствие такого распределения судоходного надзора, судоходство на петербургских водах, возраставшее по мере развития столицы и вследствие отсутствия особого специального органа для наблюдения за столичными водами, встречало все большие и большие затруднения и неудобства по случаю беспорядка в размещении и следовании судов, почему в 1866 году была учреждена комиссия под председательством бывшего тогда С.-Петербургского генерал-губернатора князя Суворова для выработки проекта об учреждении специальной Речной полиции, а в 1867 году, согласно заключению этой комиссии, последовало Высочайшее повеление об устройстве Речной полиции. По этому проекту предложено было поручить в ведение Речной полиции все реки и каналы в черте С.-Петербурга. С.-Петербургская Речная полиция, составляя часть столичного полицейского управления, находилась в ведении обер-полициймейстера.
К обязанностям Речной полиции было отнесено:
1) Надзор за точным исполнением постановлений по предмету судоходства и охранения порядка как на воде, так и на береговых сооружениях.
2) Охранение порядка относительно беспрепятственного следования судов по рекам и каналам.
3) Наблюдение за своевременною нагрузкою товаров и выкаткою на берег и т. п., с назначением срока, по истечении которого берега должны быть очищены для беспрепятственного подхода новых судов.
4) Принятие мер к спасению утопающих людей и погибающих судов.
5) Наблюдение за исправным содержанием паровых и гребных судов, предназначенных на случай наводнения.
6) Преследование на водах воровства и бродяжничества.
7) Определение правил по закрытии навигации, о безопасности прохода и проезда по льду.
Речная полиция состояла из управляющего, 3-х его помощников, необходимого числа нижних чинов по штату и команды матросов, ежегодно назначаемых Морским Министерством на счет сумм, отпускаемых на содержание Речной полиции.
Кроме того при управляющем и для ведения переписки состоял письмоводитель, получая содержание также по штату.
Первым управляющим СПб. Речной полиции был назначен Высочайшим приказом от 30 июня 1867 г. капитан-лейтенант Владимир Иванович Коростовец. В настоящее время управляющим состоит генерал-майор Федор Федорович Тыртов.
Для разъездов по воде, тушения пожаров, подания помощи погибающим людям и судам находилось в распоряжении полиции потребное число судов, имеющих особый флаг из белого флагдука, с изображением на двух накрест положенных якорях герба С.-Петербургской губернии.
Судов предположено иметь: до 30-ти двухвесельных шлюпок, размещенных в различных пунктах рек и каналов, дабы каждый из речных унтер-офицеров или команды матросов по первой надобности, без всякой посторонней помощи, мог с достаточной быстротой передвигаться на воде в те пункты, где присутствие его необходимо.
Независимо от сего предположено иметь 2 железных паровых лодки для тушения пожаров.
Указом 1869 г. упразднены речные брандвахты Морского Ведомства, имевшие почти одинаковые обязанности с Речной полицией по наблюдению за порядком и безопасностью на городских водах, с возложением таковых на СПб. Речную полицию.
При учреждении Речной полиции было предоставлено Министру Внутренних Дел издать инструкцию для подробного определения обязанностей чинов Речной полиции, которая и была составлена в 1870 г. и объявлена указом Правительствующего Сената, причем с этого года деятельность ее расширилась наблюдением за исправным содержанием по льду дорог, катков, а также за недопущением укрывательства подозрительных лиц на зимующих судах и сенных барках и наблюдением за всеми береговыми сооружениями.
Интересны данные 1870 г., сообщающие случаи, требовавшие особой деятельности Речной полиции, а именно: пожаров на воде — 9, столкновение пароходов — 7, несчастных случаев — утопавших людей — 12, поднятие мертвых тел — 73, происшествий на лодках и пароходах — 25 и гибели судов с грузом — 25.
Из числа лиц, подвергавшихся опасности утонуть, спасено при содействии чинов Речной полиции — 116, из коих 27 имевших намерение утопиться.
Из 12-ти случаев воровства в 9-ти похищение было остановлено и виновные переданы судебной власти.
Понятно, малочисленный штат по проекту 1870 г. не мог принести особенной пользы, хотя приведенные цифры свидетельствуют о противоположных результатах.
В 1875 г. Управляющий Речной полиции представил проект нового штата, но, несмотря на вторичное его ходатайство, штат не был утвержден. Однако в 1883 г. значительное расширение размеров судоходства вынудило Управляющего Речной полицией вновь войти с представлением об увеличении ее состава и необходимых плавучих средств.
Собранная комиссия, под председательством С.-Петербургского градоначальника П. А. Грессера, пришла к заключению, что неудовлетворительная, во многих отношениях, деятельность Речной полиции обусловливается, главным образом, недостатком ее личного состава, почему и был выработан проект штата Речной полиции, на содержание которой исчислены ежегодно 80 000 руб. Проект получил Высочайшее утверждение, и эти средства дали возможность увеличить личный состав служащих нижних чинов, приобрести пароход, два паровых катера и устроить две пристани с приспособлением жилья для команды городовых.
В 1885 г. три помощника Управляющего переименованы старшими его помощниками, учреждена должность младшего помощника Управляющего Речной полиции, добавлены два старших и 10 младших городовых — матросов, с содержанием первые по 360 р., а вторые по 300 руб. каждому в год.
В 1901 г. штат Речной полиции дополнен одной должностью — помощника Управляющего Речной полиции, взамен чего отменено ежегодное командирование на навигационное время, в помощь Речной полиции, двух офицеров флота от Морского Ведомства.
Начиная с 1886 г. по распоряжению Градоначальника, ген.-лейтенанта П. А. Грессера, кандидаты на должности нижних чинов Речной полиции, для подготовки по полицейской службе, прикомандировываются предварительно к полицейскому резерву и назначаются в Речную полицию по выдержании там установленного экзамена.
В настоящее время состав Речной полиции следующий: Управляющий Речной полиции, 4 помощника, инженер-механик, корабельный инженер и письмоводитель.
Нижних чинов состоит 42 старших и 158 младших городовых, так что число всех нижних чинов в навигационное время доходит до 204 человек. Судовые средства Речной полиции составляют три парохода, 9 катеров, два гребных спасательных вельбота и 33 гребных шлюпки.
При градоначальнике, ген.-адъютанте Н. В. Клейгельсе последовали следующие распоряжения по Речной полиции:
1) об обязательном посещении городовыми наружной и Речной полиции лекций Императорского Общества спасания на водах о подании первой помощи утопающим и приведении их в чувство;
2) учреждено совместное с наружной полициею наблюдение за правильностью несения городовыми постовой службы на местах; 3) выработаны и утверждены правила: а) о порядке действий шнов Речной полиции в случаях повышения воды, б) об обязанностях Речной полиции по тушению пожаров на воде и в прибрежных местностях. На водах столицы в минувшем году было разных случаев:
1) убийств и покушений на убийство — 2;
2) самоубийств — 3;
3) усмотрение мертвых тел на льду — 2;
4) пожаров — 28;
5) скоропостижно умерших — 8;
6) задержано на судах и надводных сооружениях за неимением при себе паспортов — 84;
7) упавших в воду:
а) по неосторожности — 275,
б) провалившихся в воду вследствие непрочности льда — 70,
в) вследствие крушения лодок — 34,
г) преднамеренно бросившихся в воду — 307;
8) краж — 16;
9) извлечено из воды утопленников — 167;
10) ушибов и увечий — 67;
11) аварий судов и повреждений на пассажирских и буксирных пароходах — 33.
В течение года из 455 людей, упавших в воду по своей неосторожности или же по несчастной случайности, было спасено 384.
Что касается надзора за бытовыми условиями на столичных водах в отчетном году, то чины Речной полиции: а) в отношении санитарном постоянно наблюдали за невыполнением судовладельцами санитарных правил, следили за чистотой на пассажирских пароходах, наблюдали, чтобы с судов и пароходов не выбрасывали мусора в реки и каналы, было установлено строгое наблюдение за невыпусканием пароходами из труб густого дыма и искр; б) в пожарном отношении чины Речной полиции требовали от судовладельцев не держать огня на судах, стоящих среди штабелей на биржах, или когда суда находятся в судоходных каналах, нагруженные легко воспламеняющимися веществами; в) в отношении охранения порядка, спокойствия и общественной безопасности, чины Речной полиции периодически в ночное время производили обходы судов, с целью задержания беспаспортных, не допускали к перевозу пьяных; г) установлен надлежащий надзор за недопуще I нием прошения милостыни на набережных, а зимою, кроме того, на пешеходных мостках; д) с целью искоренения краж на воде и с надводных сооружений, заведующими дистанциями, совместно с нижними чинами речной полиции, периодически производились ночные объезды на катерах водных районов; задерживаемые виновные привлекались к судебной ответственности; е) время от времени производились осмотры зимующих судов, чтобы на них не укрывались бродяги и беспаспортные люди.
Таким образом данный очерк знакомит в общих чертах с деятельностью С.-Петербургской Речной полиции, ее внутренней организацией, а числовые данные показывают целесообразность устройства этого полезного учреждения.
Просмотров: 10609
Источник: Вестник полиции, 1909 г. N16
statehistory.ru в ЖЖ: