Газета "Социалистическая индустрия" о проблемах малых городов в 1971 г.
Не умаляя тех больших преобразований, которые произошли в Мордовии за прошедшую пятилетку, мы хотим все же обратить внимание на то, что малые города и поселки нашей республики развиваются слабо. Между тем возможностей для такого развития больше чем достаточно. Взять, скажем, наш город Краснослободск. И в нем самом, и в районе много ничем не занятого трудоспособного населения. Еще в пятидесятых годах у нас построены дороги, соединяющие Краснослободск с трассой Москва — Куйбышев, Атюрьевским, Темниковским, Ельниковским районами, где также имеются достаточные трудовые ресурсы, и с Саранском, Ковылкино, Торбеево, где расположены крупные железнодорожные узлы. Есть в нашем городе прядильно-ткацкая фабрика, заводы «Промсвязь», консервный, два кирпичных и некоторые другие. Но все они маломощны. С точки зрения эффективности, выгоднее расширять, модернизировать эти предприятия, чем строить новые в крупных городах республики. А разве не целесообразно было бы открыть в нашем городе филиал саранского объединения "Светотехника"? Ведь большинство учащихся Краснослободского технического училища, которое существует с 1954 года, проходят практику на этом объединении и после окончания его остаются работать в Саранске.
Глубоко убеждены, что решение этих вопросов — дело назревшее. Оно отвечает требованиям XXIV съезда партии, который в своих Директивах по девятой пятилетке записал, что нужно неуклонно осуществлять курс на сдерживание роста крупных городов, размещать часть новых предприятий в малых городах и рабочих поселках. Многое тут зависит и от инициативы на местах.
П. БОТКИН, член КПСС с 1929 г.
Р. ШИКУНОВ, член КПСС с 1941 г.
И. ТРАВИН, член КПСС с 1920 г.
КРАСНОСЛОБОДСК,
Мордовская АССР.
Редакция познакомила меня с письмом и попросила прокомментировать его.
Авторы письма затронули актуальные вопросы, хотя у нас и немало сделано по размещению промышленности в малых городах. Например, саранским производственным объединением «Светотехника» созданы цехи в Темникове, Ардатове, в рабочем поселке Чамзинка, селе Атюрьево. Свои филиалы в сельских районах имеют также саранские заводы «Электровыпрямитель», инструментальный, автосамосвальный, экскаваторный. Вместе с тем до сих пор в Саранске выпускается 62 процента всей промышленной продукции, производимой республикой, тогда как на западные районы, где проживает почти половина населения. приходится лишь 23 процента. В Атюрьевском, Теньгушевском, Старошанговском, Ельниковском и многих других районах промышленности нет вообще, если не считать мелких предприятий по переработке молока и картофеля. Аналогичное положение и в ряде восточных районов республики.
Как поправить дело? Авторы письма правильно замечают: многое зависит от инициативы на местах. Надо больше строить консервных заводов по переработке имеющихся в изобилии овощей, фруктов, плодов, грибов, ягод; создавать лесопильные, деревообрабатывающие и мясомолочные предприятия: организовывать народные промыслы. Следует заметить, что в девятой пятилетке хозяйство республики будет развиваться быстрее, чем предусмотрено Директивами в целом по стране. По нашим расчетам, к 1975 году объем выпуска промышленной продукции возрастет по сравнению с 1970 годом в 1.7 раза. Взят курс на строительство новых предприятий в основном только в малых городах и районных поселках. Не будет обойден вниманием «большой индустрии» и город Краснослободск. Здесь намечается возведение крупного предприятия машиностроительной промышленности. В текущем году планируется ввод в действие хлебозавода, расширение завода «Промсвязь» и прядильно-ткацкой фабрики. Производственное объединение «Светотехника» создаст свои филиалы в Ковылкине, Инсаре, Торбееве и в селе Большие Березняки. Будут развиваться предприятия местной[под местной промышленностью в СССР понимались небольшие предприятия по производству несложных товаров народного потребления - красок, мыла, гвоздей, замков и др. - statehistory], легкой и пищевой промышленности в Рузаевке, Темникове, Зубово-Поляне.
Новую роль малых городов мы видим и в другом — они должны стать центрами бытового обслуживания для смежных сельских районов. Известно, как повысился сейчас спрос сельского жителя на различного рода услуги индустрии быта; многие теперь не хотят ездить за тридевять земель, чтобы сшить хороший костюм, сделать прическу у высококвалифицированного мастера, починить телевизор и т. д. Значит, надо быстрее развивать службу сервиса в рабочих поселках, малых городах, чтобы были там хорошие специализированные магазины, высокого класса предприятия обслуживания населения и гостиницы, разнообразные и отлично оборудованные ателье, ремонтные мастерские.
Наши старинные уездные города, ставшие ныне малыми, расположены в живописной местности. С каждым годом они все больше привлекают к себе отдыхающих и туристов из больших городов страны. К примеру, в летнее время в Краснослободске, Ардатове, Инсаре, Темникове чуть ли не каждый домовладелец принимает гостей. Гостиницы и дома колхозников бывают переполнены. Надо полагать, что роль таких городов как мест отдыха и туризма должна стать еще значительнее. И здесь многое будет зависеть от местной инициативы. эффективного использования кредитов банка на строительство новых гостиниц, пансионатов, предприятий обслуживания.
Вместе с тем без помощи Госплана СССР, министерств и ведомств нам не обойтись. Нас очень тревожит, что население Мордовии, несмотря на ежегодный естественный прирост его в среднем на 7 процентов, за последние тридцать лет уменьшилось на одну четверть. В то время как в соседнем экономическом районе, в Чувашской, Марийской и Удмуртской автономных республиках, оно увеличилось почти наполовину.
Почему так происходят? Главная причина интенсивной миграции населения из Мордовии, и особенно из западных районов, — отсутствие развитой индустрии. Промышленное развитие этих районов резко сдерживается явным нежеланием министерств и ведомств строить предприятия в малых городах. Это проблема из проблем. Несколько лет подряд ведутся переговоры с Министерством легкой промышленности РСФСР о строительстве в Мордовии завода полуфарфоровых изделий. Для размещения завода предлагались на выбор Ковылкино, Кадошкино, Инcap. Там в избытке имеются трудовые ресурсы, есть вода и электроснабжение. Но, к сожалению, этот вопрос министерством не решается.
С 1969 года тянется волокита и с Министерством автомобильной промышленности СССР, которое ставит вопрос о создании в республике завода на 4—5 тысяч работающих, но отклоняет нашу рекомендацию о размещении его в поселке Зубово-Поляна. Причина — нет коммуникаций. Подобных примеров можно привести много. Одним словом, из 66 промышленных объектов, которые по согласованию с Госпланом РСФСР должны быть дополнительно построены в Мордовии за период 1955—1975 гг., сооружаются только десять.
Наша республика богата лесом, нерудными ископаемыми. Для их использования в первую очередь необходимо построить железную дорогу, соединяющую города Первомайск, Темников, Барашево. Речь идет о пути длиной всего лишь 55 километров, и тем не менее данный вопрос дебатируется в Министерстве путей сообщения СССР почти десять лет. Имея такую дорогу, республика могла бы получить выход к электрифицированной трассе Москва — Дальний Восток и в дальнейшем наладить тесные хозяйственные связи со многими крупными экономическими районами страны.
С. ЕСИН,
председатель Госплана Мордовской АССР.
Просмотров: 8305
Источник:
statehistory.ru в ЖЖ: