Балтийская торговля на Руси в 16 в.
--
Главным русским портом, через который осуществлялась морская торговля с Западной Европой, сделался Ивангород. С целью привлечения иностранных и русских купцов Иван III распорядился установить здесь весы для взвешивания соли и воска. Этого оказалось достаточно, чтобы к правому берегу Наровы уже в начале XVI в. зачастили скандинавские купцы - датчане и шведы. После нормализации политических отношений с Ганзой (1514), регулярными стали торговые связи Ивангорода с Ревелем и Любеком, в 20 - 30-е годы - с Нидерландами. Таким образом, укрепилась роль Ивангорода как перевалочной базы в русско-западноевропейской торговле. Русские купцы, направляясь в Ливонию, должны были сначала посетить Ивангород, чтобы получить разрешение на торговлю с Нарвой, а тем, кто хотел отправиться дальше в Ревель (морским путем), должен был отчаливать от пристани Ивангорода, не делая остановки в Нарве. При этом среди отпускных товаров по-прежнему преобладали воск, лен, конопля, рыбий жир, ворвань, меха [30], сало и др. Среди привозных - первое место занимали оружие и цветные металлы, золото и серебро в виде слитков и монеты, сера, квасцы [31]. Хотя ввоз цветных и благородных металлов заметно увеличился в 20 - 30-е годы, тем не менее он не покрывал потребностей внутреннего рынка России [32].
Своеобразную роль в торговле с Западом играло село Наровское, расположенное в устье Наровы при впадении в нее р.Росонь. Его жители (в конце XV в. в селе насчитывалось 62 двора) занимались не только рыболовством и земледелием, но также держали постоялые дворы для торговых людей, несли лоцманскую службу, встречая и провожая купеческие суда. Тесно связанное с Ивангородом, село Наровское в первой половине XVI в. фактически являлось морскими воротами России [33].
Ивангород на современной карте
Стремясь утвердиться на берегах Балтийского моря, в 1557 г. в устье Наровы на низменном правом берегу реки был построен морской порт, затем на первый план выдвинулась задача завоевания ливонских гаваней. В самом начале Ливонской войны русские войска захватили Нарву, которая на время стала морскими воротами России на Западе. Стремясь создать исключительные условия для «нарвского мореплавания», Иван IV «предоставил купечеству Нарвы самые широкие привилегии: право самоуправления, вероисповедания, право на беспошлинную закупку основных товаров на рынках России» [34].
Появление в Нарвской пристани кораблей из отдаленных государств Западной Европы грозило ганзейским городам большими потерями. Поэтому переход города в руки Ивана IV тщательно скрывался последними. Англичане, имевшие к тому времени продолжительную связь с Ригой и Ревелем, до 1560 г. ничего не знали о нарвской торговле. В 1560 г. корабли Московской компании впервые посетили Нарву, «и с тех пор начались постоянные сношения англичан через этот порт с важнейшими торговыми городами Московского государства, которые ссужали приходившие к Нарве корабли своими товарами. Какие выгоды получала компания от этой торговли, можно заключить по известию о торговой поездке агента ее Гудсона, который в 1567 г. приплыл в Нарву с товарами на 11 000 фунт. стерл.; товары эти состояли из сукна, каразеи и соли; при продаже их компания получила40 % прибыли» [35]. Достаточно активно торговали в Нарве подданные французского короля: нормандцы (особенно руанцы), бретонцы, ла рошельцы, парижане и орлеанцы, приходившие за воском, кожами, салом, льном, пенькой и другими товарами [36].
Препятствуя морской торговле России, ревельские пираты задерживали и захватывали торговые суда, направлявшиеся к Нарве. Поскольку ущерб от этих нападений был значительным, московские воеводы нередко обращались к ревельскому рату, жалуясь на убытки, которые несла от тех действий нарвская торговля [37]. Не меньшую опасность представляли и разбойные нападения шведских и польских пиратов. Опасаясь военного усиления Москвы с помощью Англии, польский король всеми силами внушал английской королеве мысль о предосудительности торговли с Иваном IV и угрожал захватывать корабли, направлявшиеся в Нарву [38]. Зная об этом, Гудсон тем не менее убеждал правление компании прислать в Нарву весной 1570 г. 13 кораблей за русскими товарами, предварительно вооружив их огнестрельным оружием. Действительно, английские суда встретили 6 кораблей польских каперов и сразились с ними: один неприятельский корабль ушел, другой был сожжен, «остальные 4 были приведены в Нарву и 82 человека пленных выданы были московскому воеводе» [39]. Захват шведами Нарвы в 1581 г. фактически нарушил сложившиеся к тому времени торговые связи по Балтийскому морю. Особенно сильно это ударило по интересам Франции, побудив ее искать сношений с Россией северным морским путем [40].
После заключения Тявзинского мирного договора со Швецией (1595), часть южного побережья Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород, отвоеванными у Швеции еще в 1590 г., а также Орешек, Корела и Невское устье перешли к России. По условиям «вечного мира», купцам из других государств запрещалось приставать к русскому берегу Финского залива, в устьях рек Луга и Нева, а также «искати пристаней...по иным рекам и местом». Они получили право свободно приезжать для торговли только в Выборг и Ревель (Колывань). В Нарве (Ругодиве) могли торговать только шведские и русские подданные и лишь по специальному разрешению шведских властей - купцы других европейских стран. В Ивангороде торговля русских с подданными шведского короля и купцами из других стран запрещалась вообще. Русские купцы также получили возможность «без задержанья ездить во все места в Свейскую, в Финскую и в Чюхонскую землю [Эстляндию. - М.Ш.], где сами захотят ехати, торговати и промышляти тем обычаем, как изстари бывало». Одновременно предусматривалась свободная торговля шведских купцов в России. Другие европейцы могли свободно приезжать в Россию лишь с «узорочными» товарами, годными «его царского величества к казне», но и те товары они должны были обязательно «объявлять и записывать» в Ревеле или в Выборге. Таким образом, Швеции фактически удалось установить на Балтике монополию в торговом посредничестве между Россией и странами Западной Европы [41].
32. Хорошкевич А.Л. Русское государство. . С. 40 - 43, 61 - 62; Чепик Г.С. Часовой Принаровья. Краткий исторический очерк. СПб., 1996. С. 8 - 10.
33. Косточкин В.В. Русские военно-оборонительные сооружения XVI века у устья реки Наровы // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М., 1953. № 52. С. 26; Казакова НА. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. С. 304.
34. Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. М., 1997. С. 286.
35. Ключевский В.О. Сказания иностранцев. . С. 223 - 224. Англичане привозили в Нарву и военные товары, которых правительство королевы Елизаветы не дозволяло вывозить из своей страны «ни к какому иному государю на свете» (Толстой Ю. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. СПб., 1875. Приложение № 33. С. 138)
36. Жордания Г. Очерки из истории франко-русских отношений XV и первой половины XVII вв. Тбилиси, 1959. С. 5 - 6
37. Кордт В.А. Очерк сношений Московского государства с Республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. // Сборник РИО. 1902. Т. 116. С. 15 - 16.
38. Гомель И. Англичане в России в XVI - XVII столетиях. СПб., 1865. С. 83 - 84; Толстой Ю. Первые сорок лет... Приложения № 9. С. 31 - 32; № 13. С. 32 - 33.
39. Толстой Ю. Первые сорок лет... Приложение № 33. С. 138; Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 224; Гомель И. Англичане в России... 43, 54, 105.
40. Жордания Г. Очерки из истории... С. 7 - 10.
41. Шаскольский И. П. Столбовский мир 1617 г. и торговые отношения России со Шведским государством. М.; Л., 1964. С. 25 - 27, 213 - 214; Флоря Б.Н. Русско-польские отношения... С. 61. Тявзинский мирный договор не был ратифицирован русской стороной вплоть до заключения в 1609 г. в Выборге нового соглашения между Россией и Швецией.
Просмотров: 17895
Источник: Шумилов М.М. История торговли и таможенного дела в России IX-XVII вв. Спб.: Синтез-полиграф, 1999. С.242-244
statehistory.ru в ЖЖ: