Поезд-прачечная Императрицы Александры Федоровны
Т.е. надо подчеркнуть, что поезд предназначался для армии, а не для императрицы.
Отечественные военные стратеги значимость поездов-бань для обороноспособности страны еще в начале прошлого века. Впервые поезд-баня появился в России еще в 1904 г. и предназначался для нужд Красного Креста. Тогда он состоял из четырех вагонов: прачечные с ручными стиральными машинами и дезинфекционными камерами.
Во время русско-японской кампании мобильная баня обслуживала госпитали и лазареты на Дальнем Востоке. Хотя штат был невелик - 14 человек, объем работ впечатлял: за 10 часов обрабатывалось до 400 кг белья, что, по меркам того времени, было весьма немало. Активно использовался банно-прачечный поезд и в годы Первой мировой войны.
Со временем потребность Вооруженных сил в банно-прачечных составах только возрастала. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) количество взлетело до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам.
По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и их структура. Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, состав обзавелся вспомогательными вагонами. В результате он заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезкамера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состав поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.
После войны объем банно-прачечных работ несколько снизился. Однако о мобильных банях не забыли. Более того. Их несколько модифицировали. Нынешние БПДП состоят из нескольких сегментов. В административно-хозяйственную группу входят вагон-штаб, вагон-склад, вагон-столовая, цистерны для воды, вагон-электростанция, вагон-общежитие.
Солдаты у банно-прачечного поезда Императрицы Александры Федоровны. Фото Н.А. Шилова, 1916-1917 г.
Основная группа - банно-дезинфекционная. Это - вагоны-санпропускники, дезинфекционный вагон, душевая и вагон-раздевалка. Прачечная группа включает вагоны-склады с чистым и грязным бельем, прачечную, сушилку и гладильный вагон. В общей сложности все хозяйство размещается в 19 вагонах, питающихся паром от паровоза, придаваемого на время работы.
Схема помывки личного состава, санитарной обработки белья, разработанная много лет назад, действует и по сей день. Вот как это происходит. Группа из 30-40 человек заходит в санпропускник, вешает одежду на вешалки, а нижнее белье оставляет на полу. Пока личный состав моется, наряд по бане собирает белье и относит на склад грязной одежды. Схема смены белья построена таким образом, чтобы потоки чистого не пересекались с грязным, пояснили в Центральном вещевом управлении МО РФ. После душа солдаты получают чистое белье из обменного фонда. На все про все - час.
Неотъемлемым атрибутом во время помывки является офицер медицинской службы, который определяет степень зараженности белья. Если в нем поселились, к примеру, вши, то оно помещается в дезкамеру для дезинсекции (дезинфекции).
Фотографии поезда-прачечной императрицы Марии Федоровны
1. Обложка альбома.
2. Платформа для перевозки санитарного автомобиля.
3. Вагон-цистерна для перевозки воды.
4. Паровоз с тендером.
5. Вагон-электростанция.
6. Парикмахерское отделение.
7. Вагон-баня.
8. Вагон-баня.
9. Вагон-баня.
10. Вагон-баня.
11. Вагон с дезинфекционной камерой.
12. Вагон-прачечная.
13. Вагон-прачечная.
14. Вагон-сушильная.
15. Вагон для команды.
16. Вагон для команды.
17. Вагон кухня-столовая.
Источники:
1. Евгений Лисанов. Баня на колёсах
2. Поезд-прачечная Императрицы Александры Федоровны.
Просмотров: 14071
statehistory.ru в ЖЖ: