От погоста к волости
Статья первоначально опубликована в сборнике "Образы аграрной России IX-XVIII вв." (М.: Индрик, 2013. С. 89-93)
---
Волостью до начала XX столетия именовался небольшой округ в составе уезда, включавший несколько сельских поселений. В историографии часто прилагают этот термин к подобного рода мелким территориальным единицам, начиная с домонгольского периода. Но оснований для этого в источниках нет. В XI - начале XIII в. волость - это крупная территориальная единица (то, что обычно именуют анахроничным по отношению к данной эпохе термином «княжество»), управляемая князем и имеющая в качестве центра стольный город1. Другое значение термина волость в домонгольский период (фиксирующееся в дошедших до нас источниках лишь дважды) - частное земельное владение2. Волости в привычном для позднейших эпох значении мелких административных единиц, не имеющих на своей территории города (даже нестольного), встречаются в источниках начиная с XIV столетия3.
Тем не менее есть основания полагать, что внутри волостей-«княжеств» домонгольской эпохи существовали более дробные податные единицы. В пользу этого свидетельствуют, в частности, нормы правового регулирования сбора государственных податей.
Статья 42 Краткой редакции Русской Правды, относящаяся ко времени правления в Киеве Ярослава Владимировича (1015-1054 гг.), расписывает порядок содержания населением судебного чиновника - «вирника»: «А се поконъ вирныи: вирнику взятии 7 вѣдор солоду на недилю, тоже овенъ или полоть, или двѣ ногатѣ; а въ среду рѣзану. А в пятницю тако же; а хлѣба по колку могуть изъясти, и пшена; а куръ по двое на день; кони 4 поставити и сыпати имъ на конь, колко могуть зобати; а вирнику 60 гривенъ и 10 рѣзанѣ и 12 веверици, а переди гривна; или ся пригодѣ в говение рыбами, то взятии за рыбы 7 рѣзанъ; то всѣх кунъ 15 кунъ на недѣлю, а борошна колко могуть и ясти; до недѣли же виру сберуть вирници; то ти урокъ Ярославль»4. Сходные нормы присутствуют в Пространной редакции Русской Правды начала XII в. (ст. 9, 10, 74): «А се покони вирнии были при Ярославѣ: вирнику взятии 7 вѣдеръ солоду на недѣлю, же овенъ любо полоть, любо 2 ногатѣ; а в середу куна же сыръ, а в пятницю тако же; а куръ по двою ему на день; а хлѣбовъ 7 на недѣлю, а пшена 7 уборковъ, а гороху 7 уборковъ, а соли 7 голважень; то то вирнику со отрокомъ; а кони 4, конем на ротъ сути овесъ; вирнику 8 гривенъ, а 10 кунъ перекладная, а метелнику 12 вѣкшии. А съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривенъ, то вирнику 16 гривенъ и 10 кунъ и 12 вѣкшии, а переди съсадная гривна. А за голову 3 гривны»; «А се наклады: 12 гривенъ, отроку 2 гривны и 20 кунъ, а самому ѣхати со отрокомь на дву коню, сути же на ротъ овесъ, а мясо дати овенъ любо полоть, а инѣмь кормомь, что има череве возметь, писцю 10 кунъ, перекладнаго 5 кунъ, на мѣхъ две ногатѣ»5.
Закон устанавливает срок сбора судебных штрафов, в рамках которого расписывается содержание вирника населением. Этот срок - неделя. Данного времени слишком много для объезда одной общины - верви6 и слишком мало для целой волости («княжества»). Следовательно, объезд осуществлялся в рамках некоей «промежуточной» между волостью и вервью территориальной единицы. По-видимому, это была территория, тянущая к «погосту». Система погостов начала создаваться княгиней Ольгой в середине Х в., причем в летописном рассказе об этом речь идет о погостах по всей Русской земле: «Иде Олга к Новугороду, и устави по Мьстѣ погосты и дань и по Лузѣ погосты и дань и оброкы, и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты, и сани ея стоять въ Плесъковѣ и до сего дни, и по Днѣпру перевѣсища и по Деснѣ, и есть село ея Ольжичи и до сего дни»7. Последующих упоминаний погостов в источниках немного, но они говорят о широкой распространенности этого вида поселений. В церковном уставе Владимира Святославича (начало XI столетия) - говорится о десятине от государственных доходов, пожалованной церкви; в качестве центров территориального деления указаны города и погосты: «по всѣм городомъ далъ есмь и по погостомъ и по свободамъ»8. Из погоста в погост перемещались повстанцы во главе с волхвами на пути от Ярославля к Белоозеру согласно рассказу «Повести временныхлет» под 1071 г.9 Уставная грамота Смоленской епископии князя Ростислава Мстиславича (1136 г.) содержит роспись податей с территории Смоленской «волости», из которых выделяется церковная десятина. Пунктами, по которым расписаны повинности внутри волости, являются, во-первых, города, к которым относятся 12 поселений, во-вторых, погосты - все остальные населенные пункты, числом 3510. Имеются известия о погостах в Новгородской земле: по погостам ведется раскладка доходов в уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г. Новгородской епископии на поступления от прионежских и заволочских владений Новгорода11; «Терпужьскыи погостъ Ляховичи» является объектом пожалования князем Всеволодом Мстиславичем новгородскому Юрьеву монастырю (между 1125 и 1136 гг.)12; о присоединении полоцким князем Всеславом Брячиславичем в 1060-е гг. к своим владением принадлежащего «Новгородской волости» погоста говорится в киевском летописании XII столетия13; упоминаются погосты и в новгородских берестяных грамотах14. Есть летописное упоминание о погостах в Суздальской земле в первой половине XIII столетия: «татаровѣ... взяша городовъ 14, опрочь свободъ и погостовъ» (1238 г.)15. Этих данных, конечно, недостаточно, чтобы утверждать, что на всей территории Руси строго действовала троичная система территориального деления: волость - погосты16 - верви17. Но вероятно, что как минимум на значительной части Руси дело обстояло именно так18.
Итак, волость в значении мелкой территориальной единицы, включающей несколько сельских поселений, заняла к XIV веку место округов, тянущих к погостам. Таким образом, термин волость претерпел весьма существенную трансформацию. Ее ход на первый взгляд не просматривается. Однако некоторые данные на этот счет в источниках XIII столетия все же есть.
Согласно Галицкой летописи, составленной в середине XIII в., князь Даниил Романович в 1241 г. упрекал боярина Доброслава, управлявшего южной частью Галицкой земли (т. н. «Понизьем») в его отсутствие, что тот дает волости пришлым черниговским боярам, а не галицким: «Черниговьских бояръ не велѣх ти приимати, нъ дати волости галичкимъ»19. Речь шла о территориях на южной окраине Галицкой земли. В объединенной Даниилом с Галицкой Волынской земле, судя по завещанию владимиро-волынского князя Владимира Васильковича (1288 г.), князья и бояре имели во владении не волости, а села20. На другом конце Руси в 1260-е гг. были заключены договоры между Новгородом и великим князем владимирским Ярославом Ярославичем. В них перечисляются «волости новгородские»: «А се, княже, волости новгородьскые: Волокъ съ всеми волостьми, Торжекъ, Бежиче, Городець Палиць, Мелечя, Шипино, Егна, Заволочье, Трѣ, Перемь, Печера, Югра, Вологда»21. Речь идет об окраинных территориях Новгородской земли - от Волока Дамского и Торжка на юго-востоке до Терского берега Кольского полуострова на севере и Югры (Северного Зауралья) на северо-востоке. В договорах оговаривается, что эти волости «держат» «мужи новгородские», а не княжеские. Таким образом, в середине XIII века мы видим начало употребления понятия «волость» для территориальных единиц на окраинах той или иной земли. А в XIV веке в Северо-Восточной Руси фиксируется применение этого термина к сельским податным округам вне городского «уезда» (центральной территории «княжества», поделенной на «пути» и «станы»)22. Вероятно, такое значение слово «волость» приобрело как раз потому, что и здесь первоначально имелись в виду окраинные территории «княжества». Мог сыграть свою роль и тот факт, что иногда понятие «волость» прилагалось к частным земельным владениям, т. е. относительно небольшим территориальным комплексам.
1 См.: Горский А.А., Кучкин В.А., Аукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: Очерки политического и социального строя. М., 2008. С. 9-32.
2 ПСРЛ. Т. 2. М., 2001. Стб. 492; Арциховский А.В., Янин В.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962-1976 гг.). М., 1982. С. 150. № 10. О том, что во втором случае речь идет о частном владении, см.: Горский А.А., Кучкин В.А., Аукин П.В., Стефанович П.С. Указ. соч. С. 27- 28, примеч. 167.
3Первые упоминания - в духовных грамотах Ивана Калиты (1330-е гг.): Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М., 1950. № 1. С. 7-9; № 2. С. 9-11. При этом в XIV столетии продолжает встречаться (главным образом в нарративных источниках) и употребление понятия волость в старом значении - «княжество».
4 Правда Русская. Т. 1.М.; Л., 1940. С. 81.
5 Там же. С. 105,112.
6 О верви см.: Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983. С. 103-104; Словарь древнерусского языка (XI - XIV вв.). Т. 2. М., 1989. С. 266.
7 ПСРЛ. Т. 2. М., 2001. Стб. 48-49; ср.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 113.
8 Древнерусские княжеские уставы ХІ-ХѴ вв. М., 1976. С. 15.
9 ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 175.
10 Древнерусские княжеские уставы... С. 141-143, 146. Каждый из них прямо не назван погостом, но первая упомянутая в грамоте территориальная единица - Вержавляне Великие с центром в городе Вержавск - состоит из девяти погостов, с которых в совокупности платится 800 гривен, т. е. около 100 гривен с каждого. Отсюда ясно, что последующие пункты, не упомянутые как города в особой записи «О погородье» и платящие от 10 до 200 гривен, также являются погостами.
11 Там же. С. 148: "в Онѣгѣ на Волдоутовѣ погостѣ два сорочка, на Тудоровѣ погостѣ два сорочка, на Ивани погостѣ с даром 3 сорочькы..."
12 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. № 80. С. 139-140.
13 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 608.
14 Арциховский А.В., Янин В.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962-1976 гг.). М., 1982. № 531. С. 130-134; Янин В.А., Зализняк А.А., Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997-2000 гг.). М., 2004. № 800,806,834. С. 29,33,53-54.
15 ПСРЛ.Т. 1.Стб.464.
16 Точнее - округ, центром которого был погост, поскольку погостом в источниках именуется поселение, являющееся центром подплатежного территориального округа, сам же округ никаким понятием не определяется (ср. грамоту Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю: «далъ есмь святому Георгию Терпужьскыи погостъ Ляховичи съ землею» - Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 80. С. 139).
17 О строгости такой системы нельзя говорить хотя бы потому, что рядом с погостами иногда упоминаются «свободы» (слободы) - поселения, освобожденные от податей (см. упомянутое выше известие о монгольском разорении 1238 г., а также Устав Владимира - «по всѣм городомъ далъ есмь и по погостомъ и по свободамъ»),
18 Ср.: Чернов С.З. Археологические данные о внутренней колонизации Московского княжества и происхождение волостной общины // Советская археология. 1991. № 1.
19 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 789.
20 Там же. Стб. 903-904.
21 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 3. С. 12; ср.: № 1. С. 9-10; №2. С. 10-11.
22 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. № 1-4. С. 7-19; Назаров В.Д., Черепнин Л.В. Крестьянство на Руси в середине XII - конце XV в. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 2. М., 1986. С. 260-266; Кучкин В.А. Московское княжество в XIV в.: система управления и проблема феодальной государственной собственности // Общее и особенное в развитии феодализма в России и Молдавии. Проблемы феодальной государственной собственности и государственной эксплуатации (ранней и развитой феодализм).М., 1988; Чернов С.З. Доменмосковскихкнязейвгородских станах. 1271-1505 годы // Культура средневековой Москвы: Исторические ландшафты. Т. 2. М., 2005.
Просмотров: 10764
Источник: Образы аграрной России IX-XVIII вв. М.: Индрик, 2013. С. 89-93
statehistory.ru в ЖЖ: