Желтугинская республика - русский Клондайк на китайской территории

Во второй половине XIX-го в. мир охватила золотая лихорадка. Тысячи желающих разбогатеть стекались в золотоносную Калифорнию, но не менее богатые месторождения обнаружились и в далёкой Сибири. Крупные месторождения нашли на Охотском побережье, на Чукотке, в Северном Китае. Самыми известными были золотые прииски в Амурской области, где стихийно появились целые государственные образования. Крупнейшим из них стала Желтугинская республика, расположенная на реке Желтуге.

Берега Амура с самого начала освоения Сибири были спорной территорией между Российской империей и китайскими правителями. Айгунский договор 1858 г. и Пекинский договор 1860 г. определили границы между странами по рекам Амуру и Уссури.

Амурские золотые месторождения



О золотых месторождениях в долине реки Желты, или Желтуги, притока реки Албазины, проживавшие на левом берегу Амура русские знали ещё в 1860-х гг. Однако долгое время добыча золота там не велась. Участок относился к китайской территории, а сами китайцы золотодобычей практически не занимались. По китайским законам, золотоискатели приравнивались к разбойникам и подлежали смертной казни.


Амурская Калифорния на карте западного Приамурья (заштриховано)

История Желтугинских приисков больше известна со слов путешественников и исследователей XIX-го в. Так, генерал Грулёв в своих мемуарах отмечал, что «В 1887 г. разнеслась по Амуру глухая молва о каких-то приисках с баснословным содержанием золота, открытых на китайском берегу Амура, против нашей Игнашинской станицы»[3].

На самом деле история Желтугинской республики началась в 1883 году. Весной того года в Игнашинскую станицу пришёл орочон (представитель одного из тунгусских племён) Ванька. Он и раньше приходил в станицу для обмена звериных шкурок на продукты, а в этот раз принёс местному золотопромышленнику Серёдкину несколько золотых самородков. Орочон рассказал, что нашёл эти самородки, когда копал могилу для недавно умершей матери. Вскоре по всему Амуру и Забайкалью разлетелась весть о чрезвычайно богатых месторождениях на китайском берегу Амура, где золото лежит чуть ли не под ногами. По аналогии с американским Клондайком месторождение прозвали Амурской Калифорнией, а её жителей – калифорнийцами.

отработка россыпи. Отвалы пустой породы
отработка россыпи. Отвалы пустой породы

промывка золотоносного грунта у ямы
промывка золотоносного грунта у ямы

Заселение Желтугинских приисков



Со всей Сибири на Желтугу хлынули золотоискатели. Работа на приисках тяжела, как каторжный труд, и далеко не каждый мог выдержать трудности и лишения. В первую очередь золото привлекало беглых каторжан и преступников всех мастей. Женщин на прииски не допускали, поэтому среди золотодобытчиков постепенно сложилась мужская иерархия со своими порядками и законами, свойственная тюремной или армейской жизни.

Помимо криминальных элементов, на золотые прииски отправились, бросив работу, мелкие ремесленники, служащие, крестьяне. Кроме того, управляющие зазывали крестьян из соседних селений, суля им золотые горы. Они снабжали крестьян хорошей новой одеждой, обувью. Всё это на радостях пропивалось по дороге, и на прииск работник добирался в рванье и обносках. В сентябре 1886 г. в Благовещенск прибыло несколько тысяч работников Бутинской, Ниманской и других золотопромышленных компаний [1].


Арендаторы ямы


артель старателей в центре поселка

Весной 1883 г. на Желтуге проживало 120 человек, к началу 1884 г. – 5-7 тысяч, в 1885 г. – 10-15 тысяч [4]. Точное количество людей определить было трудно. Летом население уменьшалось, так как работа прекращалась из-за разлива рек. Национальный состав населения был крайне разношерстным. Кроме русских и китайцев на приисках проживали орочоны и представители других сибирских народов, корейцы, евреи, немцы, французы, поляки, американские авантюристы [1].

Старатели жили в зимовьях. Зимовье представляло собой деревянный сруб без окон с одной дверью. Деревянный пол иногда застилали опилками, плоскую крышу также крыли опилками или корой. По стенам располагались нары для старателей, в этом же помещении хранили рабочий инструмент. Отапливалось зимовье по-чёрному, внутри выкладывали из камней печь или очаг.

Вслед за золотодобытчиками на прииски потянулись торговцы. Несмотря на строгий запрет на спиртные напитки для рабочих, появились так называемые спиртоносы. Они тайно проносили в заранее условленные места дешёвую китайскую водку, разбавленную до крайности водой. Рюмка такой водки обходилась работнику прииска в несколько раз дороже, не говоря об опасности наказания. Хотя пойманного спиртоноса также ожидал большой штраф, занятие это считалось очень прибыльным. Разбогатевшие спиртоносы «расширяли торговлю» следующим образом: рядом с прииском покупался участок, где ставили рабочих. Под видом золотодобытчиков рабочие беспрепятственно продавали водку золотоискателям с приисков.

Стоит отметить, что практически никому из золотоискателей не удалось не только разбогатеть на Желтугинском золоте, но даже унести с собой хоть какой-то самородок. Богатели только окружающие старателей скупщики золота, поставщики припасов, спиртоносы… Во время добычи работники тайно прятали самородки, чтобы потом забрать по возвращении домой. Но редко кто выходил живым из тайги. Золодобытчика ожидала масса опасностей. Многие не доживали до расчёта, умирая во время работы от цинги или тифа. Прознавая о возвращении старателя с прииска домой, на таёжных тропках устраивали охоту на людей. Охотились местные русские, орочины, китайские разбойники – хунхузы. Они караулили жертву, убивали и забирали всё добытое тяжким трудом золото.

Старатели у пункта скупки золота
Старатели у пункта скупки золота

Даже если золотоискателю удавалось выйти из тайги к селению, там его поджидали соблазны, против которых сложно было устоять. После тяжкого труда и лишений при полном отсутствии женщин золотоискатель уходил в загул в кабаках станицы Игнашинской, где не было недостатка в спиртном и продажных женщинах. За один день тратились огромные суммы. Сегодня добытчик мог сыпать золотом направо и налево, а назавтра просыпался с пустыми карманами, и уже никому не был нужен. Внезапно разбогатевшие люди жили одним днём, пытаясь успеть насладиться жизнью, ведь в любой момент их ждала смерть от руки разбойника. Только в конце существования Амурской Калифорнии, когда более-менее наладились бытовые условия, на прииски допустили женщин и разрешили торговать спиртным.

Быт Желтугинских обитателей



В отличие от золодобычи, верным способом разбогатеть была торговля. Дельцы продавали старателям продукты и необходимые для работы инструменты по ценам, в 4-5 раз выше, чем в Благовещенске. Главным поставщиком был торговый дом Диксон и Ко. На пароходах из Гамбурга в Игнашино привозили предметы роскоши, одежду, вино, инструменты, оружие и т.д. Мясо в Благовещенске стоило 4 руб., в Желтуге – 12 руб., сухари соответственно 3 руб. 20 коп. и 10-11 руб., топор – 5 руб. и 10 руб., бутылка лимонада – 12 руб., бутылка водки – 1 руб. 50 коп., а бутылка коньяка или мадеры – от 5 руб. [1]

дома жителей поселка
дома жителей поселка

Современники сообщали, что в 1885 г. на Желтуге было 18 гостиниц и трактиров: «Гостиница Марсель», «Трактир Беседа», «Калифорния», «Москва», «Новая Русь», «Китай» и др. Имелся театр с хором песенников и фокусниками, зверинец с тиграми, 16 каруселей, 8 «лотерейных игр», 7 бань и даже одна фотолаборатория [4]. Так как бумажные деньги и монеты были в дефиците, то в лавках, кабаках и гостиницах рассчитывалось в основном золотым песком. Меру веса – золотник – отмеряли приблизительно на самодельных весах. Вместо гирек часто использовались игральные карты, четыре карты составляли золотник. Во время расцвета Желтугинской республики на приисках имелось 5 постоялых дворов и 22 питейных дома, где также находились лавки с продуктами. Общее число торговых лавок достигало 150, средний доход некоторых из них составлял 200-400 руб. в день.

В посёлке старателей были и игорные заведения, крупнейшее из которых – казино «Чита». Его здание состояло из трёх помещений. В первом размещался буфет с деликатесами и оркестром, во втором – столовая, где ужинали за огромные деньги. В самой большой, третьей комнате, за двумя столами шла игра в рулетку и «штос». Крестьяне проигрывали тысячи рублей – целое состояние, на которое он мог бы безбедно жить с семьёй до конца жизни.

кутёж старателей
кутёж старателей

Также в Желтугинской республике был собственный лазарет. Обитатели приисков страдали от обморожений, бытовых травм, тифа, цинги, истощения. Лазарет располагался в одним из довольно больших зимовий, помещение внутри делилось бревенчатыми перегородками на четыре комнаты. Одна комната предназначалась больничной прислуге, во второй находилась кухня, в третьей – приёмная для больных, а в самой большой комнате – палата для больных на 15 мест. Больные лечились за общественный счёт, им полагалось трёхразовое питание, при этом обед состоял из трёх блюд. Содержание одного больного обходилось приисковой администрации до 5 рублей в день, что при заполненном лазарете составляло 2250 рублей в месяц [1]. При таких высоких затратах администрация не могла расширить лазарет, и места отдавались только самым бедным и тяжелобольным.

Управление в Желтугинской республике



Сход на Орловом поле
Сход на Орловом поле

Как же управлялось всё это стихийно образовавшееся сообщество людей, которые в большинстве своём не подчинялись никаким законам, а требование паспорта считали личным оскорблением? В первый год существования Амурской Калифорнии грабежи и убийства были обычным делом. Трупы убитых бросали в лесу на съедение зверям или сжигали. Крайнее возмущение людей вызвало убийство повара, совершённое с особой жестокостью, после чего было принято решение избрать руководителя и навести в поселении порядок. Чтобы решение имело официальный характер, все обитатели Желтугинских приисков принесли присягу и подписали документ, что признают над собой власть избранных руководителей и будут подчиняться их законам. Содержание документа было следующим: «Такого-то года, месяца и числа мы, артели и собственники вольных промыслов в Амурской Калифорнии, памятуя слово, заповеданное нам нашим великим учителем Сыном Божиим и Господом Богом: «Люби ближняго своего, как самого себя», и, следуя этому христианскому учению, оставленному нам в святом Евангелии, ведущем нас к миру и благостям жизни земной, спасению и вечности в царствии небесном, дерзаем помощью Всевышнего неотступно трудиться на пользу ближнего нашего, дабы совратившихся наставить на путь истинный и устранить этим самым неугодные Богу дела, совершаемые многими из среды нашей, заблудившимися во мраке прегрешений и забывшими слова заповедей: «не убей» и «не укради». Обратившись с тёплою молитвою к Господу нашему о неоставлении нас слабых на трудном пути, предначертанном нам, мы беспрекословно верим и отдаеся в руки не как властолюбивым начальникам, а как достойнейшим из среды нашей и помнящим слово Божие, учившее нас правде и справедливости, нашим выбранным, что мы подписями и мысленно присягой подтвердили, такие-то»[4]. Примечательно, что за всё время существования республики на приисках не было построено ни одной церкви. Имелась лишь одна православная молельня, где служил семинарист-недоучка из беглых каторжан.

Также на общем сходе решили разделить прииск на пять участков – штатов. В каждом штате жители выбирали из своей среды двух старост на 4 месяца. На этом же сходе закрепилось и название приисков: «Желтугинская республика», или «Амурская Калифорния». Штатами управляли старшины, а всей республикой – президент. Обозначились основные принципы республики: выборность органов самоуправления, товарищество артелей и суровые наказания за нарушение законов.

Центром Желтугинского поселения была обширная площадь, названная Орлово, или Орлиное поле. Здесь происходили все важные собрания, включая выборы руководителей республики. Созывали на собрание выстрелом из пушек, стоявших на площади, или по сигналу горниста. На площади развевался чёрно-жёлтый флаг Желтугинской республики (чёрный цвет – символ земли, жёлтый – золота). Рядом с площадью были построены лавки, бани, игорные заведения.

В 1884 году был избран президент Желтугинской республики – австро-венгерский подданный, словак Карл Иоганн Фоссе (Фассе).Прирождённый лидер, он быстро навёл в поселении порядок. Оклад президента составлял 400 руб. в месяц, а старосты – 200 руб [4]. Президент носил отличительный знак из жёлтой меди с соответствующей надписью на левом рукаве верхнего платья. Также президент обладал неограниченной административной и судебной властью. В первые недели правления Фоссе старателей секли розгами за любую провинность. Республиканская казна пополнялась за счёт налогов и пошлин. Торговые лавки платили 10% налога, продавцы спирта – 25%, игорные заведения – 20%.

Желтугинцы не только выбрали представителей власти, но и разработали собственное законодательство. Законы касались налогов и пошлин в пользу республики, получения и разработки золотоносных участков, торговой деятельности. Были определены наказания за нарушения общественного порядка и законов республики. Уголовные преступления наказывались очень сурово. Так, 500 ударов терновником полагалось за воровство, мужеложство, половое сношение с животным женского рода и другие противоестественные пороки, за ношение оружия в пьяном виде, за фальсификацию золотого песка. Терновник представлял собой кнут, набитый острыми гвоздями, и наказание терновником было равносильно смертной казни. 400 ударов палки получал виновник за привод на прииск женщин, 300 ударов – за отдачу под залог рабочих инструментов, 200 – за ночной шум, 100 розог – за пьянство [1]. Самым тяжким преступлением в Желтуге считалось убийство и наказывалось «по закону Моисееву» – «око-за-око». Виновного казнили тем же способом, которым была убита его жертва. В Желтугинской республике была даже собственная «армия», состоящая из нескольких банд хунхузов.



Конец республики



Добыча золота шла в разрезе, который тянулся вдоль русла реки Желтуги на 6 вёрст. В нём размещалось не менее 400 ям на расстоянии шести саженей друг от друга. Шурф считался полностью выработанным, когда со всех четырёх сторон он встречался с соседними. Тогда артель приступала к разработке следующего шурфа. Всего с осени 1883 г. до весны 1885 г. желтугинские старатели намыли 400 пудов золота – почти 6,5 тонн золотого песка.

Расположенная на китайской территории, Желтугинская республика вызывала сильное беспокойство китайских властей. Айгунский губернатор не раз обращался к приамурскому генерал-губернатору с просьбой помочь выселить русских подданных с Желтуги, но поддержки не получил. Первый поход китайских войск на Желтугу состоялся осенью 1885 г. Отряд состоял всего из сотни пехотинцев и 36 конников. Остановившись напротив станицы Игнашиной, китайцы сильно напугали население Желтуги, после чего оно сократилось вдвое.

1885 г. выдался неурожайным для Забайкалья, и русские войска запретили вывоз хлеба на китайскую территорию. На Желтуге начался голод, в то время как на помощь китайскому войску подошли ещё тысяча пехотинцев и 200 кавалеристов. 6 января 1886 г. начальник китайского отряда приказал очистить прииски в четырёхдневный срок. Наёмники-хунхузы бежали, и на Желтуге осталось около 2 тысяч человек [5]. Вооружённые обитатели Желтуги были намерены обороняться, но по истечении срока ультиматума китайское войско перешло в наступление. Русских старателей выгнали за Амур, лишив имущества и добытого золота. Проживавших в республике китайцев предали смертной казни – им отрубили головы.

Так закончилось трёхлетнее существование Желтугинской республики. Китайцы хотели организовать на её месте свою золотодобычу, но прииски оказались слишком истощены. Только через сто лет, в 1989 г., на заброшенных приисках вновь началась добыча золота.



1. Амурская Калифорния, или Желтугинская республика
2. Амурская Калифорния (История Желтуги)
3. М. В. Грулёв. Записки генерала-еврея
4. «Амурская Калифорния» – малоизвестная страница истории золотодобычи в Приамурье в фотографиях из архива Музея землеведения МГУ
5. Дм. Ершов. Хунхузы: необъявленная война. Этнический бандитизм на Дальнем Востоке


Просмотров: 14867



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 2
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Игорь 2017-12-09 15:03:58
Подскажите пожалуйста , а где это место в наше время , просто я живу, рядом речкой желтуга, а это забайкальский край могочинский район.
Лена 2015-04-10 02:11:52
Спасибо за интересный текст!