Александр Пороховщиков - изобретатель моноплана и боевой машины "Вездеход"
24 июня 1911 г. в 9.30 рижане спали или приходили в себя после празднования Лиго. Тем временем на рижском ипподроме (он использовался и как аэродром для показательных полетов) в воздух поднялся необычный моноплан – первый российский самолет оригинальной конструкции. Создал его не титулованный ученый, а гимназист, недавно закончивший школу.
Гимназист-изобретатель, он же - создатель первого в мире танка, не раз изумлял рижан
24 июня 1911 г. в 9.30 рижане спали или приходили в себя после празднования Лиго. Тем временем на рижском ипподроме (он использовался и как аэродром для показательных полетов) в воздух поднялся необычный моноплан – первый российский самолет оригинальной конструкции. Создал его не титулованный ученый, а гимназист, недавно закончивший школу.
Сам изобретатель никогда не летал и нигде на пилота не учился. Тем не менее, Александр Пороховщиков спокойно сел в аэроплан, перелетел через поле аэродрома, приземлился…
Днем состоятельные рижане попивали пивко и вспоминали, как хорошо погуляли ночью: по реке Аа (Лиелупе) у Майоренгофа (Майори) плыли иллюминированные лодки и пароходы, любители лиговать жгли бенгальские огни и пускали в воздух ракеты… А на ипподроме дипломированный авиатор Флежье говорил юному авиаконструктору, что конструкция моноплана хороша, что у такого аэроплана есть будущее…
Александр Пороховщиков
К тому времени полеты самолетов проводились в Риге уже год. И всё же горожанам было чему удивиться. На следующий день, 25 июня, газета «Рижская мысль» написала: «Новый аэроплан г. Пороховщикова отличается от всех до сих пор выпущенных «русских» аэропланов вполне самостоятельной конструкцией, тогда как те представляют или полное повторение заграничных образцов, или соединение отдельных частей разных систем».
Александр Пороховщиков, думается, любил цифру 12: он свободно говорил на 12-ти языках, в процессе работы над одним из самолетов оформил 12 патентов на изобретения…
Рижский инженер, директор завода «Мотор» Теодор Калеп, чтобы создать самолет, истратил все свои сбережения и даже продал драгоценности жены. Не вызывало вопросов, когда аэроплан создавал, к примеру, авиаконструктор «Руссо-Балта» профессор, князь Александр Кудашев. Но на какие деньги построил аэроплан гимназист? Очевидно, профинансировал его отец - у дворянина, известного коммерсанта, владельца «Славянского базара» и спонсора строительства храма Христа Спасителя денег хватало.
В 1914 году Александр Александрович построил первый в мире успешно летавший самолёт двухбалочной схемы — двухместный разведчик, название «Би-кок» № 2 («Двухвостка»). Второй построенный им в 1915 году экземпляр «Би-кок» был оснащен гусеничным шасси. И это тоже было сделано впервые в мире. Что примечательно, первый «Би-кок» собирали в Петрограде буквально… на дому у изобретателя. Опять-таки хочется написать: невероятно, но факт. Кстати, именно поэтому аэроплан легко собирался и разбирался на части. Причем, этот самолет-разведчик мог развивать скорость до 100 километров в час — вполне достаточную для аэроплана того времени.
В 1915 году А. Пороховщиков снова живет в Риге и занимается дерзновенным проектом — созданием гусеничной бронированной машины — первого в мире танка.
Александр Александрович написал, при каких обстоятельствах ему пришла в голову идея создания танка: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
К январю 1915 года Александр Пороховщиков уже имел чертежи и смету постройки боевой машины, которую он назвал «Вездеходом». Только тогда, 13 января 1915 года, на проект были выделены небольшие средства — 9660 рублей 72 копейки.
С 1 февраля в авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт» при казармах Нижегородского пехотного полка солдаты-мастеровые и квалифицированные рабочие приступили к изготовлению «Вездехода». 18 мая Пороховщиков испытал боевую машину. По хорошей дороге «Вездеход» двигался со скоростью до 25 километров в час.
20 июля состоялись вторые испытания. Увы, машина была крайнее несовершенной. То, что вопреки обещанию изобретателя, она не была амфибией — полбеды. Крайне ненадежным был механизм поворота, гусеницы часто соскакивали… В декабре военные эксперты вновь констатировали ненадежность боевой машины.
Так изобрел Пороховщиков первый в мире танк или нет?
Хочется сделать такое сопоставление. В 1903 году в свой первый полет отправился аэроплан братьев Райт. Он пролетел над поляной, приземлился (весь полет длился около минуты), вечером поднялся ветер, перевернул самолет и сломал его. Когда братья пытались продать аэроплан военным министерствам своей и ряда европейских стран, серьезные люди в погонах недоуменно пожимали плечами. Практическую полезность самолетов через 6 лет доказал совсем другой человек — француз Луи Блерио, перелетевший на своем собственном изобретении через Ла-Манш. Тем не менее, приоритет братьев Райт неоспорим. Но раз так, стоит считать, что первый в мире танк был изобретен в Риге Александром Пороховщиковым.
После прекращения работ над танком Александр Александрович вернулся в Петроград и создал самолет П-IV, который стали производить для армии на собственном заводе изобретателя.
После революции Александр Пороховщиков служил в Красной армии, в годы НЭПа создал в Москве собственное конструкторское бюро. Был репрессирован, в Соловецком концлагере занимался проектированием гидросооружений для Беломорско-Балтийского канала.
После выхода на свободу он работал в гидропроектных организациях, затем был переведен в Автобронетанковое управление РККА. В 1940 году Александр Пороховщиков был арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации, а 28 июля 1941-г. — расстрелян.
Просмотров: 8048
statehistory.ru в ЖЖ: