Проблемы функционирования нижегородской речной полиции, отображенные в материалах газеты «Волгарь» за 1906 год
20 мая 1906 года №134 газета «Волгарь»
С вступлением в управление нижегородской речной полицией генерал – майора Шкотта начинает проливаться свет на то состояние речной полиции, в которое поставили её долгое годы полного бесконтрольного хозяйничанья бывшего начальника Ресина. В ряде заметок мы имеем в виду пролить свет на настоящее состояние.
Начнём пока с описания паровых судов. Об этой флотилии приходиться сказать, что она, пожалуй, способна внести в заблуждения своим количеством. Ведь 5 пароходов имеется в распоряжении! Для Нижнего Новгорода такого количества судов было бы достаточно, с излишком. Но …. Все эти пароходы – инвалиды по 20 – 30 лет, притом сделавшие полными калеками, состарившиеся раньше времени, вследствие небрежного с ними обращения. Отсутствия капитального ремонта. Самый новый из них «Князь Юрий» - и тот находиться в таком состоянии, что не может выйти из затона.
Впрочем, вот скорбные листы всех 5 болеющих застарелых недугов работников речной полиции.
1) Пароход «Князь Юрий» 55 номинальных сил, построен в 1885 году, колёсный, благодаря своим конструктивным недостаткам совершенно не пригоден к обслуживанию нужд нижегородского порта. Имея разновальную машину, незначительный диаметр колёс, он не в состоянии, в случай необходимости, даже вытащить из каравана баржу и вообще отбуксировать судно на некоторое расстояние. В настоящее время пароход этот, оставаясь без ремонта, как вообще и все баркасы речной полиции, пришёл в такое состояние и по машине, и по корпусу, что не может нести какую либо службу.
2) Винтовой баркас «Князь Пожарский» длиной 60 ф., ширина 8 ф., существует 22 года, котёл того же времени, установлен так, что осмотреть стенки кругом невозможно, с боков соприкасается с нефтяными ящиками, что представляет большую опасность в пожарном отношении. Кроме того в цилиндре усматриваются щели.
3) Двух винтовой баркас «Минин» длиной 69 ф., шириной 10 ф., служит также 22 года. Котёл также старый, не могущий держать достаточно количества пара, в одном месте имеется заплата. Машинные цилиндры разработались, имеют много больших раковин внутренних и наружных. Части машины износились и требуют капитального ремонта.
4) Двух винтовой баркас «Граф Кутайсов» длиной 59 ф., шириной 8 ф., существует уже 30 лет и пришёл в полную негодность по корпусу. Чтобы ремонтировать его надо затратить крупную сумму, что будет совершенно не производительно, если принять во внимание, что он имеет 12 номинальных сил, употребляет до 8 – 10 пуд. нефтяных остатков в час.
5) Винтовой катер «Птичка» длиной 44 ф., 8 дюйм., шириной 7ф. 10 дюйм., существует 28 лет, требует тоже капитального ремонта по корпусу.
В 1882 году при учреждении нижегородской речной полиции, 24 года тому назад баркасы эти были новые. Караван собирающихся в районе городских вод судов был значительно менее как по числу, так и по размерам отдельных судов, в то время может быть и можно было такими средствами обслуживать, возлагаемые на речную полицию обязанности, но теперь за 26 лет судоходство страшно возросло, размеры судов чуть ли не вдвое увеличились, скопление судов у нижегородских пристаней усилилось и все эти «Птички» и «Кутайсовы» годны разве только для увеселительных прогулок, но ни как для исполнения серьёзной пожарной службы.
26 мая 1906 года №139 газета «Волгарь»
Район местности, который должна обслуживать нижегородская речная полиция включает в себя в общем до 40 вёрст, он разделён на 7 участков. Для обслуживания его, как уже сказано раньше, имеются 5 никуда не годных паровых судов, называемых пароходами.
Резиденция начальника речной полиции должна быть в центральном пункте района, обслуживаемого речной полицией. Для помещения начальника имеется дебаркадер, на нём в течение всего навигационного времени, то - есть с первых чисел апреля и до первых чисел ноября, а иной год и дальше, помещаются: начальник речной полиции, его помощник, канцелярия и команда. Дебаркадер, хоть и построен только в 1900 году, но по настоящее время ещё не вполне закончен, в смысле самых ограниченных требований относительно удобства в нём, особенно в холодное время весной и осенью. При постройке это условие не было принято во внимание, так как всё верхнее строение сделано очень лёгкое, из брусьев, с обоих сторон обшитых тонким тёсом без прокладки хотя бы кошмой. Бортовая обшивка и палуба состоит также из тонких досок, продольное и поперечное укрепления очень слабы. Благодаря такой лёгкой постройке, все стенки верхнего помещения настолько разошлись, что образовались щели, окна и двери перекосились. Самый корпус судна от волнения и постоянного раскачивания изменил волнения и постоянного раскачивания изменил уже свои линии, а борта вследствие слабости шпангоутов и недостаточности поперечных связей, стали выпучиваться наружу. Палуба имеет толщину всего 1 вершок, но большой частью разошлась, в иных же местах, и главным образом над жильём команды – до такой степени, что в помещении команды постоянно протекает вода, местная в кромках и пазах появилась земля. Во многих местах палубы и бортовой обшивки конопатка выскочила, и образовались сквозные щели. Конопатить палубу вследствие незначительной толщины и разошедшихся пазов не представляется возможным. Верхняя вахтенная вышка сгнила и в таком виде даже на время не может оставаться. Пристав не снабжён самым необходимым инвентарём и обстановкой.
Состояние, в котором находились суда речной полиции способно постороннего наблюдателя привести к выводу, что речная полиция была обречена на существование номинальное. Все работавшие в её составе люди, начиная от начальника Ресина, твёрдо помнили 20 число, а затем зорко следили за своими выгодами и благополучием. Никто с них серьёзно дело не спрашивал, никто серьёзного значения этой службе не придавал. Напротив, все привыкли считать это учреждение только для исправления всяких формальностей. Когда случались аварии или пожары в караване ли или на береговой полосе и речная полиция являлась на них во всеоружии полнейшей дезорганизации, то это перестало, кого либо удивлять. Это было явление обычным, к которому все присмотрелись и все привыкли.
Как бы в подтверждении общественной безнадёжности видеть, когда ни будь речною полицию на должной высоте может служить следующий факт.
Когда прошёл слух, что заведывание речной полицией принимает известный в Поволжье энергичный и трудолюбивый, бывший инспектор судоходства Д. Ф. Шкотт, то одни этому положительно не поверили.
- Не может быть, что бы Шкотт взялся за столь безнадёжное дело, которое надо начинать с того, что разогнать 2/3 прежнего состава речной полиции, прославившегося её на всю Волгу поборами. Другие, поверив в назначение Шкотта, только укоризненно качали головами, не одобряя появление его у такого дела.
Вот в общих чертах то внешнее впечатление, которое создалось и укрепилось за нижегородской речной полицией и которое прежде всего придётся решительным образом, не щадя самолюбий чьих либо интересов в корне вывести новому начальнику речной полиции, если он дорожит, что бы прекрасная репутация делового человека и опытного администратора не была погублена на первых же порах излишними снисхождениями, уступками и нерешительностью в борьбе с укоренившимся злом и распущенностью нравов, которые прививались в нижегородской речной полиции в течении долгих лет.
1 июня 1906 года №145 газета «Волгарь»
Для обслуживания береговых участков и наблюдения за находящимися на них пристанями, с располагающимся здесь караваном, а также за сохранением порядка в расстановке судов в караване на якоре и прочие, по участкам, не имеется никаких собственных перевозных средств, нет даже простых лодок, на которых возможно было бы надзирателям объезжать стоящие на месте суда, чтобы проверять вахты, следить за огнями и прочие. До сего времени в редких случаях служащие речной полиции пользовались перевозными или вообще частными лодками, что вызвало справедливые со стороны хозяев лодок протесты.
В настоящее время имеется пять постоянных участков: городской, борский, петербургский, сормовский и молитовский и еще гребновский – временный.
Городской участок обслуживает район от Курбатовского завода до плашкоутного моста на Оке. Кроме мелких пристаней и причальных мест, на этом пространстве находиться 8 пристаней крупных пароходных компаний, которые ежедневно отправляют и принимают 35 пассажирских пароходов. Штат команды участка состоит из 1 надзирателя и восьми постовых. Если бы только одни пристани подлежали ведению речной полиции, то и тогда затруднительно было бы обслуживать надлежащим образом участок, так как в обязанность чинов речной полиции входит наблюдение и за порядком на судах, стоящих на якоре.
Для житья служащих городского участка приспособлена была на берегу старая кухня, служившая прежде для пристанской судовой команды, перенесённая на Магистратский съезд в 1886 году. В 1888 году к ней приставлена 3 стенная пристройка из старого материала. На следующий год устроили глухой коридор и сарай – для помещения служащих в летнее время. В 1892 году всё это здание отдано было под приёмный холерный покой. В 1893 году по прекращении эпидемии, в здании произведён ремонт, и оно снова занято под житье служащих. С тех пор в течение 13 лет никакого ремонта не было, если не считать оклейки обоями и окраски полов, сделанных на средства надзирателя речной полиции три года тому назад. В настоящее время вся постройка пришла в полную ветхость, стены совершенно покосились, крыша проржавела, сгнила и протекает, печи развалились. И в этом помещении живёт команда магистратского участка с надзирателем.
Борский участок. Пределы его от завода Курбатова до Печёр по правому берегу реки Волги, и по луговому от последней дамбы до приверха Подновского острова, с Мочальным островом и Муромским затоном. Нижняя граница этого участка установлена была при учреждении речной полиции, то – есть более 30 лет тому назад. За это время многое изменилось, судоходство чрезмерно развилось, число приходящих судов к нижегородским пристаням возросло и уже не находит себе места в этом районе, границы которого определены были в последний раз в 1882 год. Нормальное количество каравана стало далеко выходить за пределы пристанской полосы. В 1898 году казанский округ, по ходатайству бывшего тогда инспектора судоходства Д. Ф. Шкотта, приняв во внимание недостаток средств нижегородской речной полиции, установил особый пост – брандвахту (подновскую) с паровым баркасом для наблюдения за порядком останавливающихся здесь судов и ожидающих очереди для подхода к нижегородским пристаням. Как временная мера, это содействие и помощь, конечно, были очень желательны, но дальнейшее существование этой помощи может отозваться нежелательным образом на практике, что всегда бывает, когда у одного дела два хозяина. Надзор этот должен быть сосредоточен в одних руках, именно в руках речной полиции, а для этого она должна иметь средства.
На Борском участке состоят: один надзиратель, его помощник и 2 матроса. Казённого помещения для служащих нет Весной, в большую воду, для этого нанимаете квартира, а в остальное время вся команда живёт в доме, принадлежащем надзирателю, бесплатно.
Петербургский участок захватывает район на реке Волге от Дарьинских песков и по реке Оке вверх до плокштоутного моста. Здесь имеются две большие пристани Сибирская и Петербургская. Команда речной полиции состоит из одного надзирателя, помощником и 2 матросов. Они живут в нанимаемом помещении, построенном в 1890 году. За все 16 лет помещение ремонтировалось один раз. По случаю ежегодного затопления весенними водами нижней части здания, оно пришло в такое состояние, что жить в нём, особенно зимой, невозможно. Местный надзиратель в 1905 году затратил из своих средств около ста рублей, чтобы как ни будь и прожить в нём зиму. Надзиратель на свои же средства постановил 4 кровати для живущих в этом доме.
Сормовский участок идёт от приверха Сормовского затона до Дарьинских песков (Сормовская и Бурнаковская нефтяные пристани). Штат служащих состоит из надзирателя, его помощника и 3 матросов. В 1905 году на участке находился баркас «Граф Кутайсов», заменённый в настоящее время, вследствие обмеления хода, катером «Птичка». Команда живёт в каменном помещении, построенном в 1905 году.
Молитовский участок по левому берегу реки Оки от мельницы Башкирова до Борзовского озера и от Пятовского завода до кабеля по правому берегу Оки. Команда состоит летом из участкового надзирателя, его помощника и 2 матросов, зимой матросов нет. Такой ограниченный штат в навигацию при большом районе участка не в состоянии его обслуживать, не имея при этом никаких средств для разъездов по воде. На других участках в случае надобности возможно, хотя пользование перевозными лодками (мартышками), здесь же их ограниченное количество, и нередко случалось, что чины речной полиции оставались простыми зрителями того, что происходит на судне, не имея, что происходит на судне, не имея возможности попасть на него или же не могли переехать на другую сторону. Чтобы обслуживать участок – такого состава команды совершенно недостаточно.
В молитовском казённом здании, где живет вся зимующая судовая команда речной полиции, устроена ремонтная мастерская. Здание мастерских и жилое помещение запущено, требует ремонта.
Молитовский участок не имеет парового судна, в случае пожара в караване, пожар может принять большие размеры, так как баркас должен идти с городского участка, а на это требуется времени около 3/4 часа.
Между прочим, обращает на себя внимание то обстоятельство, что надзиратели речной полиции у нас являются в роли жертвователей. Они на свои средства ремонтируют казённые помещения, содержат бесплатными квартиры для команды, покупают обстановку – кровати и прочие.
14 августа 1906 года № 219 газета «Волгарь»
От начальника речной полиции генерал – майора Шкотт вчера получено городской управой письмо такого содержаний «Телефоны речной полиции на участках в Сормове, Молитовке и на Стрелке до такой степени испорчены, что когда приходиться часами вызывать участок и не редко совсем отказываться от услуг телефона. Такая неисправность особенно при пожаре и других экстренных случаях может иметь печальные последствия».
Г. Шкотт просит городскую управу принять энергичные меры к исправлению «невозможного состояния телефонов»
Анализ: Источник, давший сведенья, опубликованные в газете «Волгарь» в 1906 году о крупных проблемах в работе нижегородской речной полиции, скорей всего относился или к руководству самой речной полиции (возможно сам Д. Ф. Шкотт) или имевший доступ к докладам о действительном положение дел в данном ведомстве. На эту мысль наводит полнота выставленных наружу проблем, касаемых совершенно разных сторон функционирования речной полиции и притом на всех её уровнях и участках.
Сведенья о полицейской флотилии достаточно точны и дают реальное представление о её бедственном состоянии. Насколько можно понять все баркасы флотилии маломощные, то - есть в случае пожара или столкновения, они не в состоянии быстро отбуксировать крупную баржу, дебаркадер или пароход с неработающей машиной. Все баркасы полиции на службе находятся от 20 – 30 лет и требуют капитального ремонта, как корпуса так машины. Один из самых новых баркасов спущен на воду в 1885 году и без капитального ремонта к службе непригоден. Причины в статье указаны две, как неправильная эксплуатация судов флотилии и капитального ремонта в положенные сроки.
Описание дебаркадера речной полиции, где располагается в летнее время её руководство, наводит на грустные мысли, щели от палубы до стен есть везде и в больших количествах, а ведь люди там находятся не только в дневной период, но и проживают на нём, прибавим к этому холод весенних и осенних заморозков. Имеющиеся участки речной полиции составляют протяжённость 40 вёрст, располагаются или в наёмных помещениях, или в зданиях требующих ремонта, зачастую надзиратели вынуждены ремонт помещений участков делать за свой счёт. Удивляет маленькое количество личного состава на участках, непонятно, как 4 или 5 сотрудников речной полиции могут нести круглосуточную службу, да и ещё не имея даже обычных лодок на участке. Взять под контроль даже несколько пристаней и складов с таким количеством личного состава было невозможно. Проверка речными полицейскими в ночное время судовой вахты и наличия судовых огней на стоящих на городском рейде судах при отсутствии обычных лодок, превращалось, по-видимому, часто в фикцию, не говоря уже о предупреждении краж, производимых с воды на стоящих на рейде судах и баржах. Даже при наличии бдительности со стороны речных полицейских, розыск лодки для принятия ими мер, мог скорей всего свести на нет попытку предотвращения правонарушения.
Так же в газетных материалах указывалось, что во время тушения пожаров, полицейские баркасы действовали часто дезорганизовано, то - есть неэффективно. Речных полицейских открыто обвиняли в мздоимстве. К августу 1906 года сложилась тяжелая обстановка с телефонной связью на 3 участках речной полиции, она просо работала раз от раза и Д. Ф. Шкоту пришлось обращаться для решения этой проблемы в городскую управу. Основным виновником сложившегося плачевного положения в нижегородской речной полиции, корреспондент газеты «Волгарь» видит бывшего начальника речной полиции Павла Алексеевича Ресина. Очевидно, что материальное и финансовое снабжение нижегородской речной полиции с момента основания и по 1906 год, было урезано, можно предположить, что мировой экономический кризис 1899 года ослабивший Российскую экономику повлиял на это опрометчивое действие. В связи с этим не понятна позиция руководства Нижегородской ярмарки, ведь на рейде Нижнего Новгорода стояли сотни судов и барж, прибывших на крупнейшее торжище в Европе и Азии, а баркасы речной полиции должны были принимать активное участие в тушении, как на водном транспорте, так и подавлять своими брандспойтами огонь, возникший на дебаркадерах и складах, расположенных по берегам местной речной системы. Материал газеты даёт понять, что имея такие силы и средства, работа нижегородской речной полиции фактически была номинальная и огромные надежды на исправление сложившийся ситуации возлагались на нового начальника речной полиции генерал – майора Дмитрия Фёдоровича Шкотта.
Подготовил Радьков Андрей Георгиевич. Зам. директора Нижегородского музея холодной войны и истории города Горького 1946 – 1991 г. г. по научной работе.
Просмотров: 2574
statehistory.ru в ЖЖ: