"Если враг не сдается" и "людские волны"
Остается только очень скользкий вопрос с "юдише комисарен" (могут возникнуть проблемы с Моссадом, Центром Симона Визенталя и прокуратурой своей же страны). Но проблема решается просто — пусть будут просто "комисарен" без национальности. Да и вообще, если выкинуть из нацистской пропаганды национальную принадлежность большевиков, получаются груды готовых материалов — бери, не хочу.
Не спорю, случаи применения нами "атак живыми волнами" имели место в начале войны. Но это были именно частные случаи, атаки от безысходности в отчаянной ситуации, последнее средство, а не общепринятая тактика на протяжении всей войны.
И вот совсем недавно мне попался советский фильм "Если враг не сдается" (1982) где есть сцена "живой волны" в исполнении немецких солдат. И это не выдумка, это вполне достоверная сцена. И такая атака была далеко единственная такая атака немецкой пехоты на завершающем этапе войны.
Под катом немного о самых известных human wave atack, рассказ о фильме "Если завтра сдается" и ссылка на него.
Это одна из самых известных human wave как в истории вообще, так и в истории кино в частности:
Отрывок из фильма Zulu Dawn ("Рассвет Зулусов", 1964).
Фильм посвящен битве при Изандлване (22 января 1879 года). В этой битве африканское племя зулусов нанесло сокрушительное поражение британской армии. Британское командование недооценило противника и допустило ряд тактических ошибок. Зулусы своего шанса не упустили и устроили колонизаторам образцово-показательную резню. На поле боя остались лежать 1329 солдат в красных мундирах (в их числе было и 52 офицера) — чудовищные потери для колониальной армии. Причем, это потери только убитыми, никаких раненых зулусы после
себя не оставляли (потери британцев могли бы быть и еще больше, но многих солдат спасла дисциплинированность зулусских воинов — король Кечвайо приказал им убивать всех, кто носит красный мундир, про то, что артиллеристы носят голубые мундиры, он то ли не знал, то ли просто забыл и часть артиллеристов пережила этот бой). О потерях зулусов точных данных нет — их просто никто не считал, но в любом случае счет идет на тысячи.
До эпохи тотальной политкорректности на момент выхода "Рассвета Зулусов" было еще далеко, но создатели фильма относятся к чернокожим воинам предельно уважительно. А как еще можно относится к людям, которые с копьями и плетенными щитами идут на залпы из винтовок Пибоди-Мартина (калибр 11.43 мм) и картечные выстрелы в упор.
Впрочем, британцы проиграли битву, но выиграли войну. Иначе и быть не могло. В распоряжении зулусов — только саванна со стадами скота, а британцы опирались на несокрушимую мощь великой "Империи, над которой никогда не заходит солнце" (скачать фильм можно отсюда — хорошая военная драма, поскольку по зулусским войнам я не спец, то и ляпов я никаких не заметил).
А это небольшой сюжет о знаменитых банзай-атаках в годы Второй Мировой.
Как и в случае с русскими и немцами в начале и конце войны еще одна разновидность атаки от безысходности, последней атаки. Единственная разница — применялся такой тактический прием намного чаще, чем в войне на Восточном фронте. С какой-нибудь Иводзимы или Окинавы отступать некуда, эвакуация остатков гарнизона невозможна, сдаться в плен не позволяет самурайский менталитет. И вот,израсходовав последние боеприпасы, японцы примыкают штыки или выхватывают из ножен катаны. И начинается банзай-атака.
Если американцы не успевали перебить всех участников такой атаки, то японцы устраивали им еще более страшную резню, чем зулусы британцам. Сравните штык-нож от Арисаки или катану с зулусским копьем. Да, кстати, небольшая деталь американцы как-то напечатали для японцев огромный тираж стандартных листовок — "пропусков в плен" и быстро убедились в том, что целесообразней было бы потратить эту бумагу на комиксы для своих солдат, пропуска "не работали". Но потом, кто-то додумался напечатать тираж "пропусков" с другой формулировкой — не "я сдаюсь", а "я прекращаю сопротивление". И случилось чудо — листовки стали "работать".
Отрывок из Японского фильма Ore-Kimi (Умру за тебя, 2007) (скачать этот фильм, который наши переводчики назвали просто "Камикадзе", можно отсюда.
Атака камикадзе. Это не совсем то же самое, что "human wave". Но суть такая же — последняя атака. Если у участников банзай-атаки был пусть и мизерный, но все же шанс уцелеть, то камикадзе погибал с вероятностью почти 100 процентов. "Божественный ветер" должен был спасти Империю. Разумеется, шансов на победу у Японии уже не было, но ущерб союзникам атаки камикадзе нанесли более чем серьезный (сами американцы признают такие потери — 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей). Самые последние боевые вылеты камикадзе и банзай-атаки состоялись уже после оглашения рескрипта Императора о капитуляции. Гордые потомки самураев предпочитали уйти красиво, "не потеряв лица"
Прежде чем поговорить о советском фильме, в котором есть немецкая банзай-атака, пару слов о самом ярком за последнее десятилетие примере фильма с советской "людской волной":
Это любительский музыкальный клип с видеорядом из «Враг у Ворот» (Enemy At the Gate, 2001) Жан Жака Ано.
Фильм повествует о Василии Зайцеве — легендарном сталинградском снайпере и об одной из самых грандиозных битв в истории человечества. Грубая пропагандистская лажа начинается в фильме с первых же минут и продолжается до финальных титров. В приведенном клипе есть и обширный фрагмент сцены с human wave. Русские в этой сцене отличаются от зулусов только тем, что у зулусов по копью на каждого, а у русских одна винтовка на троих. Вот и вся разница.
Представители организации Коммунисты Питера и Ленобласти недавно затеяли "процесс века" над Джеймсом Кэмероном, коварно укравшего планету Пандора из книг братьев Стругацких. Согласен, грамотный пиар — общественность заговорила об этих ребятах, как о клинических идиотах, но, все же заговорила. А почему им не вступить в борьбу с теми, кто распространяет поделку Жан-Жак Оно на лицензионных носителях? "Враг у Ворот" пример характерный, но не единственный. Но, сражаться с "Аватаром" или комедийным "Индианой Джоносом" намного выгоднее с точки зрения пиара. Да, да я все понимаю.
Ну а теперь давайте поговорим о немецкой "людской волне". Фильм "Если враг не сдается", вышедший на экраны советских кинотеатров почти тридцать лет назад, посвящен Корсунь-Шевче́нковской операции (24 января — 17 февраля 1944). В ходе этой блестяще проведенной операции в котле под Корсунь-Шевченском на Правобережной Украине оказалась крупная группировка противника. Деблокировать окруженных попытался фельдмаршал Манштейн, но у него получилась очередная "утерянная победа". Части немцев все же удалось вырваться из котла, но совестким данным 82 тысячи солдат остались в котле навсегда, а 20 тысяч оказались в советском плену (наши потери — 24 286 убитых, 55 902 раненых). Заодно было разгромлено 15 дивизий на внешнем кольце окружения.
Ляпы в фильме, как всегда в нашем кино тех лет, касаются военной техники. Юрий Озеров, снимая свое эпическое "Освобождение" решил проблему с такими ляпами просто — оставил нашим и немцам по одному типу танков. Нашим достался — Т-34-85 (благо в те времена исправных тридцатьчетверок хватило бы не только на масштабный многосерийный фильм, а на целую танковую армию), а немцам достались вполне правдоподобные Тигры. Не самый худший вариант (в "Битве за Москву", другой эпопее Озерова, в кадре могут мирно уживаться правдоподобные БТ и Т-34 образца 40-го года, тридцатьчетврека с макетом башни КВ ранних выпусков и ... послевоенный Т-55!). Во "Враге не сдается" Т-34-85 выглядят вполне естественно. Их, правда, только запустили в серию, и так много в войсках их быть не могло. Но ведь были же. А немецкие танки ... Ну что там говорить. Смотришь и убеждаешь себя, что какие то опытные образцы на войсковых испытаниях, в остальном то фильм замечательный! Какие ляпы с фактами с легкостью смогут найти в этом фильме только те, кто свято верит немецким мемуарам. Ну и флаг им в руки (красное полотнище с белым кругом и свастикой посередине).
Кстати, есть в этом фильме и сцена, в которой советский кавалерийский корпус успешно отражает немецкую танковую атаку. Нет, советские конники не рубят немецкие танки шашками. Даже в Польше та знаменитая атака на танки в конном строю случилась из-за трагического для польских кавалеристов стечения обстоятельств – столкнулись внезапно и отступить или спешиться возможности не было, оставалась только возможность умереть в бою (да и то мы об этой атаке знаем в основном из немецких источников). А в фильме атаку отражает артполк кавкорпуса. Отражает огнем в упор из засады. И на протяжении всей войны советские кавалеристы вполне успешно справлялись с немецкими танками.
Но давайте поподробней о немецкой «людской волне».
Митинг перед последней атакой – пожалуй, единственная неправдоподобная сцена во всем фильме. Да, нацисты просто обожали факелы. Были у них и грандиозные факельфесты, и световые шоу на Нюрнбергских партийных съездах, и посвящение в эсэсовцы во дворах замков при свете факелов. Но все это было в далеком тылу, да и то в основном до войны. «Котел» — не самое подходящее место для средневековых ритуалов.
С речью к собравшимся обратился командующий 8-ой армией Вильгельм Штеммерман. Этого генерала блестяще сыграл Валентин Гафт. Впрочем, у него блестяще получались и воры в законе, и британские дворецкие, и партийные функционеры. Советская актерская школа, что тут сказать.
Посмотрите на подборку оружия, из которого наши отражают людскую волну. «Максим», «дегтярь», ПТР, трофейный «эмгэшник».
Пулеметы могут перегреваться и у советских солдат. Перебить такую толпу – занятие утомительное, как для пулемета, так и для пулеметчика.
«Людская толпа» общим планом.
Она же, но покрупнее. На совсем крупных планах нормальных скриншотов снять не удалось.
Закономерный финал.
А потом был разгром немецкой группы армий Центр в Белоруссии и новые немецкие «людские волны», о которых так красочно рассказывает маршал Рокоссовский в своем «Солдатском Долге». А точных данных о немецких потерях в последние недели и дни войны вообще нет. А ведь тогда нацисты посылали на верное самоубийство подростков из Гитлерюгенда и стариков, давно миновавших призывной образ.
Но, если враг не сдается – его уничтожают.
Просмотров: 20537
statehistory.ru в ЖЖ: